Статья "История развития школьной медиации "

Материал подготовила Строцкая Анна Александровна,
адвокат, медиатор УПУ "Центр "Медиация и право"
 

Школа – это своеобразный срез общества, где обучаются дети из семей с разным достатком, с различными культурными и социальными ценностями. Поэтому конфликты в школе неизбежны. Для школы характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями, и даже между родителями учеников. Все эти конфликты бывают порой очень эмоционально-затратными, часто многоуровневыми, и могут привести к различным негативным последствиям для всех сторон.

 За рубежом медиация возникла как результат осознанной обществом необходимости. Сам термин «медиация» впервые появляется 1947-м году в названии американского федерального центра по урегулированию конфликтов между профсоюзами и работодателями «Federal Mediation and Concilation Service».

 Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной и независимой стороны, которая проводит работу с участниками конфликта по выявлению причин и факторов, которые повлияли на его возникновение и развитие, а также по поиску ими путей разрешения этого конфликта. Медиатор заинтересован только в том, чтобы стороны самостоятельно разрешили имеющиеся у них разногласия максимально выгодно для конфликтующих сторон.

 Изначально можно выделить две причины, по которым школы стали внедрять медиацию. Первая причина заключалась в желании сделать школу более безопасной, потому что безопасная школа позволяет обеспечить лучшие результаты успеваемости учащихся и более позитивные отношения в ученическом коллективе. Вторая причина – помочь ученикам стать «маленькими взрослыми» посредством обучения приемам решения проблем, которые понадобятся им для построения успешной карьеры в будущем.

 Считается, что первые попытки применения медиации, как технологии урегулирования конфликтов, именно в школе были предприняты еще в начале 1960-х годов в США, где медиация развивалась по следующим направлениям: медиация для прогульщиков (truancy mediation), «суд» для прогульщиков (truancy court), медиация ровесников (peer-mediation), системная школьная медиация, восстановительная медиация.

 Концепция Peer-mediation была создана в 1960-х годах и получила наибольшее развитие на территории США. Её суть заключалась в том, что учащиеся одного возраста помогают разрешению конфликтов, которые возникают в их среде. При этом медиатор не принимает ничью сторону и конкретных решений, а способствует тому, чтобы участники конфликта самостоятельно выработали приемлемое для них решение с целью избежать дальнейшее развитие и усиления конфликта. Такие изменения привели к улучшению школьного климата, научили учащихся слушать других, разрешать возникающие конфликты самостоятельно, а также сократили количество дисциплинарных мер.

 В Соединенных Штатах Америки в нескольких школах города Нью-Йорка, которые приняли участие в программах по альтернативному разрешению конфликтов, наблюдалось снижение наказаний за драки на 45-70% в течение первого года функционирования программы. Оценка воздействия программы «креативное разрешение конфликтов», реализованной в четырех многонациональных и разноэтнических школьных округах Нью-Йорка, показала, что 84% опрошенных учителей сообщили об улучшении атмосферы в классе, 71% учителей обнаружили значительное сокращение числа случаев физического насилия в классе и 66% отметили снижение количества словесных оскорблений. Более 98% респондентов признали, что программа медиации стала важным инструментом для выхода из конфликтных ситуаций (Hilary Cremin. Peer Mediation. Citizenship and social inclusion revisited // Open University Press. Firstpublished 2007. P. 14)

 В 1984 г. Ричард Коэн основал в Соединенных Штатах Ассоциацию Школьной Медиации, главной целью которой является использование медиации как альтернативного арбитражу метода разрешения конфликтов в школах. Основой концепции Р.Коэна является ее направленность на восстановительный подход для разрешения конфликтных ситуаций в школе.

 С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира. В настоящее время школьные медиативные центры распространены не только в Соединенных Штатах, но и Канаде, Австралии, и в ряде европейских стран - Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Нидерландах. На данный момент большинство стран Западной Европы внедрили службы медиации в школу посредством включения соответствующих задач в государственные программы. Европейский союз развивает специальные программы медиации в школах, направленные на борьбу с насилием в отношении детей, молодежи и женщин.

 Например, финское законодательство предусматривает, что ребенок имеет право на безопасную среду обучения, в связи с чем школы обязаны принимать меры по прекращению насилия и запугивания в своих стенах. Школьная медиация в Финляндии берет начало из проекта финского Красного Креста в 2000 г. В 2005 г. Министерство образования Финляндии профинансировало Форум медиации в размере 210 000 евро для внедрения проекта пол школьной медиации на 2006-2007 гг. На следующий год проект получил повышенную финансовую поддержку. Правительство посчитало, что введение школьной службы медиации со временем изменит культуру финского общества. По мнению финских экспертов по вопросам школьной медиации, необходимо расширить диапазон применения этой технологии, поскольку ученики видят гораздо больше конфликтов в своей среде, чем могут заметить взрослые. Также в Финляндии планируется расширить применение технологии к конфликтам между учителями и учениками. Этот аспект включен в программу обучения школьных медиаторов.

 В Великобритании в качестве программы в школах медиация стала развиваться с 1992 г. Сначала работа была сконцентрирована на начальной школе. В 2000 г. в Великобритании насчитывалось 60-80 школ, реализующих технологию медиации, и их число неуклонно растёт. 

 В Норвегии кроме школьной медиации есть интересная программа уличной медиации, организованная норвежским Красным Крестом. Она направлена на предотвращение насилия и обучение мирному разрешению конфликтов молодых людей 13-25 лет. Образовательная модель уличной медиации помогает использовать опыт, приобретенный молодежью на улице в мирных и конструктивных целях, повышая тем самым уровень самооценки и расширяя их социальный опыт.

 В Австралии существуют специальные соревнования между школьными командами медиативных служб. Около 800 учеников из 100 школ принимают в них участие.

 Большое значение для развития института школьной медиации в Беларуси имел положительный обширный опыт становления школьной медиации в России.

 Становление развития служб началось в конце 1990-х гг. Первая команда во главе с Рустемом Максудовым, Антоном Коноваловым и Михаилом Флямер в 1999 году начала примирительные процедуры по фактам с участием школьников, обучающихся в местных образовательных учреждениях. Сначала их деятельность представляла собой обработку звонков из школ, работу профессионалов в сфере разрешения конфликтов, урегулирование ситуации без административной структуры. В дальнейшем, появилась идея создания правозащитных площадок на территории самих школ. Впервые в России программа примирения по случаю конфликта между учителем и учеником (где медиаторами были школьники) успешно прошла в школе № 464 г. Москвы 16 декабря 2001 г., за ней последовали другие. По результатам работы в 2002 г. в Москве прошла первая конференция школьных служб примирения. В конечном итоге был выработан и реализован проект под названием «Школьная служба примирения», который предусматривал создание группы школьников, которые самостоятельно организовывают и проводят медиативный процесс под руководством взрослого. В 2002-2003 годах в России активно внедрялись школьные службы примирения в образовательную структуру в различных регионах.

 История развития медиации в учреждениях образования Республики Беларусь имеет свою специфику. Среди организаций, обеспечивающих проведение медиации, учебно-практическое учреждение «Центр «Медиация и право» общественной организации «Белорусский республиканский союз юристов» является именно той организацией, которая системно и последовательно проводит работу по внедрению медиативных подходов в школы Беларуси.

 Деятельность Центра направлена на укрепление Республики Беларусь как социально ориентированного правового государства. В 2015–2016 годах филиалом Центра «Медиация и право» проведен первый в Республике Беларусь проект школьной медиации в Гродненской области. Аналогичный проект проведен в городе Минске. Опыт Центра «Медиация и право» в данных проектах позволил выйти школьной медиации на республиканский уровень в 2016–2017 годах.

 Ориентируясь на развитие института медиации в Республике Беларусь и социальную направленность в своей деятельности специалисты Центра руководствуются тем, что школа – это именно то место, где закладываются основы социальной коммуникации, результаты которых смогут быть видны и проанализированы в долгосрочном периоде.

 Среди причин, которые подтолкнули специалистов Центра к организации проекта по внедрению школьной медиации в учреждения образования можно назвать следующие: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике.

 Работа по развитию школьной медиации специалистами Центра велась одновременно в нескольких направлениях. Сначала проводились мероприятия, направленные на распространение нового для нашей страны института медиации со взрослыми, работающими с детьми. Было организовано широкое просвещение школьных психологов, социальных педагогов, учителей, а также администраций учреждений образования.  Проводились различные тренинги, обучения, выездные мастер-классы, направленные на демонстрацию возможностей медиации в школе и результативности применения медиативных техник в учебно-воспитательном процессе. Одновременно проводилась активная работа по обучению основам медиации школьников. В некоторых учебных заведениях созданы Школьные службы медиации, которые успешно справляются с урегулированием разных видов школьных конфликтов, нарушениями дисциплины. На сегодняшний день школьные службы медиации работают в разных городах Беларуси. Все они начали работу в разное время, а их руководители прошли подготовку на специализированных курсах.

 За прошедшие годы было проведено много проектов, направленных на внедрение школьной медиации в повседневную жизнь учреждений образования: создание школьных служб медиации, обучение и тренинги педагогов, детей, проведение не только полноценных медиаций, но и «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.  Ежегодно проводится Фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего», целью которого является популяризация и активизация развития школьной медиации, а также вовлечение учащихся в единое образовательное пространство по обмену опытом работы Служб школьной медиации в Республике Беларусь.

 На государственном уровне также придается большое значение развитию института школьной медиации в Республике Беларусь. Так, обеспечение функционирования на базе учреждений образования служб школьной медиации включено в комплекс мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 28 от 19.01.2021.