В 2015/2016 учебном году Центром «Медиация и право» начат проект по развитию школьной медиации в Республике Беларусь. Среди причин, которые подтолкнули нас к организации проекта, можно назвать: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике.
Цели и задачи проекта:
Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (семьи, учащихся, педагогов, педагогов-психологов, администрации воспитательно-образовательных учреждений, и иных причастных лиц) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.
Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.
Улучшение качества взаимодействия в семье и в образовательном пространстве всех вовлеченных участников.
Воспитание культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.
Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.
Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.
Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации учебных учреждений и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов.
Координация усилий семьи и педагогического состава с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка;
Профилактика правонарушений в среде учащихся и снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.
Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.
Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.
Основные мероприятия программы
Организация работы Школьной службы примирения по урегулированию всех видов школьных конфликтов.Работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу примирения и медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.
Обучение участников школьного сообщества новым способам урегулирования конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.
Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового состава класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).
Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.
Информация
о школьных службах медиации учреждений образования г. Минска
Ответственный куратор:
Минск и Минская область – Орловская Ирина Владимировна
Район |
Школьная служба медиации |
Учреждение образования |
Кол-во обученных медиаторов (педагоги) |
|||
По проекту «Учимся понимать друг друга» (с декабря 2016 г.) |
||||||
Заводской |
2017 |
ГУО «Средняя школа №131 г. Минска» |
1 |
|||
Ленинский |
создается |
ГУО «Средняя школа №164 г. Минска» |
1 |
|||
Московский |
2017 |
ГУО «Средняя школа №205 г. Минска» |
1 |
|||
Октябрьский |
2017 |
ГУО «Средняя школа №30 г. Минска» |
2 |
|||
Партизанский |
2017 |
ГУО «Средняя школа №22 г. Минска» |
2 |
|||
нет |
ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска» |
1 |
||||
Первомайский |
2017 |
ГУО «Гимназия №38 г. Минска» |
1 |
|||
Советский |
2017 |
ГУО «Средняя школа №148 г. Минска» |
1 |
|||
нет |
ГУО «Социально-педагогический центр Советского района г. Минска» |
1 |
||||
Фрунзенский |
2017 |
ГУО «Средняя школа №6 г. Минска» |
1 |
|||
Центральный |
нет |
ГУО «Гимназия №42 г. Минска» |
- |
|||
создается |
УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств» |
- |
||||
Минский городской педагогический колледж |
нет |
факультатив |
1 |
|||
Инновационные площадки с 2020 года |
||||||
Заводской |
создается |
ГУО «Гимназия №25 г. Минска» |
нет |
|||
2020 |
ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи» |
2 |
||||
Первомайский |
создается |
ГУО «Гимназия №17 г. Минска» |
2 |
|||
2021 |
ГУО «Средняя школа №93 г. Минска» |
1 |
||||
2021 |
ГУО «Средняя школа №61 г. Минска» |
1 |
||||
Фрунзенский |
2020 |
ГУО «Гимназия №43 г. Минска» |
2 |
Информация
о школьных службах медиации учреждений образования г. Витебска и Витебской области
Ответственный куратор:
Витебск и Витебская область – Осинский Александр Евгеньевич
Район |
Школьная служба медиации |
Учреждение образования |
Кол-во обученных медиаторов (педагоги) |
Первомайский |
2020 |
ГУО «Средняя школа №31 им. В.З. Хоружей г. Витебска» |
5 |
г. Полоцк |
2021 |
ГУО «Средняя школа №2 г. Полоцка» |
2 |
г. Сенно |
создается |
ГУО «Средняя школа №1 им. З.И. Азгура г. Сенно» |
1 |
г. Новополоцк |
2021 |
ГУО «Боровухская средняя школа №15 г. Новополоцка» |
1 |
Информация
Информация
о школьных службах медиации учреждений образования г. Гомеля и Гомельской области
Ответственный куратор:
Гомель и Гомельская область – Сыс Сергей Валерьевич
Район |
Школьная служба медиации |
Учреждение образования |
Кол-во обученных медиаторов (педагоги) |
|
2019 |
ГУО «Средняя школа № 2 г. Гомеля» |
1 |
|
2019 |
ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска» |
3 |
|
2019 |
ГУО «Средняя школа № 2 г. Жлобина» |
3 |
|
2019 |
ГУО «Узовская средняя школа» |
3 |
По всем возникающим вопросам, а также по вопросам сотрудничества и сопровождения школьных служб медиации обращаться по телефонам: (017) 257 57 02, (029) 688 10 13 или по адресу электронной почты: mediation.law.by@gmail.com
Пособие: «Практическое руководство по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь»
Ссылка на пособие: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/78144