Медиация

 

школьная медиация1В 2015/2016 учебном году Центром «Медиация и право» начат  проект по развитию школьной медиации в Республике Беларусь. Среди причин, которые подтолкнули нас к организации проекта, можно назвать: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость  индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике.

Цели и задачи проекта:

Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (семьи, учащихся, педагогов, педагогов-психологов, администрации воспитательно-образовательных учреждений, и иных причастных лиц) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Улучшение качества взаимодействия в семье и в образовательном пространстве всех вовлеченных участников.

Воспитание культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.

Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.

Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.

Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации учебных учреждений и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов.

Координация усилий семьи и педагогического состава с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка;

Профилактика правонарушений в среде учащихся и снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. 

Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.

Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.

Основные мероприятия программы

Организация работы Школьной службы примирения по урегулированию всех видов школьных конфликтов.Работа с конфликтами,  нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу примирения и медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.

Обучение участников школьного сообщества новым способам урегулирования конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.

Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового состава класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).

Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.

Целевые группы проекта: учащиеся школ, администрация учреждений образования, педагоги, педагоги-психологи и иные работники школы, родители. 

Проект поддержан филиалом Центра «Медиация  право» в г. Гродно.

В проекте были задействованы г. Минск, г. Борисов и г. Гродно.

Проект состоит из нескольких стадий проведения в течение 2015-2017 годов:

  1. В 2015-2016 г. – в ГУО «Средняя школа № 30 г. Минска» и в ГУО «Средняя школа № г. Гродно»;
  2. В 2016-2017 гг. – в ряде средних школ и в иных детских учреждениях г.Минска;
  3. отдельные мероприятия по продвижению школьной медиации в Республике Беларусь.

О прохождении проекта на первом этапе 2015-2016 учебный год:

 

СШ 30 1. Проект школьной медиации в ГУО «Средняя школа № 30 г. Минска»

Участники: административные работники, организаторы системы образования, педагоги, воспитатели, педагоги- психологи, педагоги социальные, специалисты органов опеки и попечительства, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, сотрудники правоохранительных органов,  задействованные в работе с трудными детьми и подростками.

Ответственным лицом за организацию и проведение проекта в школе № 30 был назначен социальный педагог Куликова Наталья Николаевна.

28.10.2015 состоялся круглый стол специалистов Центра и школы, целью которого стало определение задач и направлений  проекта.

04.11.2015 в школе прошло общешкольное родительское собрание, на котором рассматривался вопрос «Медиация как инструмент по разрешению конфликтных и правовых споров различных категорий». Аудитория была ознакомлена с содержанием и задачами данного проекта.

За период ноябрь 2015 – май 2016 года на базе школы медиаторами Центра «Медиация и право» были проведены следующие мероприятия:

Медиация в 5 «Д» классе

Групповой конфликт между 9 мальчиками класса. Проведена индивидуальная работа с учащимися и их законными представителями, а также групповая работа с учащимися по разрешению конфликта и сплочению коллектива.

Итог: отношения между учащимися урегулированы. Жалоб по дисциплине, информации по конфликтным ситуациями в социальную службу в последующем не поступало.

11.11.2015 медиаторы Центра «Медиация и право» приняли участие в заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повесткой которого стало признание несовершеннолетнего учащегося 3 «А» класса находящимся в социально опасном положении. Основанием послужило проживание несовершеннолетнего в ситуации семейного конфликта. В школе отец предъявил учителю претензии в том, что она доводит ребенка до самоубийства. Законным представителям было рекомендовано обратиться в Центр «Медиация и право» за консультационной помощью в разрешении разногласий.

С законными представителями на базе Центра «Медиация и право» была проведена медиация. В последующем школьная медиация была преобразована в семейную. Медиация проводилась в 3 сессии (10 часов).

Медиаторы: Орловская Ирина, Рудинская Наталья

Описание:

Ребенок проживал вместе в одной квартире с родителями, которые находились в состоянии развода, с которым отец не мог смириться. В процедуре медиации мать ребенка была готова к диалогу и вносила предложения относительно вопросов воспитания мальчика. Медиаторами было выяснено, что основной вопрос, который волновал родителей – раздел имущества. На момент проведения медиации дело об имущественном споре находилось в суде. Соглашение заключено не было. Отец ребенка вышел из медиации.

04.11.2015 – медиация между учащимися 7 класса. На комиссии по делам несовершеннолетних рассматривали вопрос в отношении мальчика Димы и его отца. Конфликтная ситуация произошла между учащимися, и в ходе которой отец одного из мальчиков применил силу к другому. Конфликт урегулирован.

Медиаторы: Кононович Максим, Хурс Иван

Описание:

Школьники смотрели кино и мальчик, который сидел рядом с Димой плюнул бумажкой в спину Максиму. Максим, не разобравшись, предъявил претензии к  Диме.  Дима грубо ответил Максиму. После уроков Максим собрал весь класс, чтобы продолжить выяснение отношений. Дима позвонил папе, который подъехал и забрал его, при этом он потряс за капюшон Максима.

Классный руководитель отрицательно охарактеризовала Диму. О Максиме сказала, что он обычный мальчик. На комиссии ставился вопрос о постановке на учет Димы (несмотря на то, что Дима пострадал от драки), а также о привлечении родителей Димы к ответственности.

В ходе медиации родители Димы и родители Максима, и сами  мальчики примирились. В связи с урегулированием конфликта Диму на учет не поставили.

09.02.2015 – проведено групповое занятие по обсуждению конфликтных отношений между учащимися 7-го класса. Проведен ряд занятий по сплочению коллектива и урегулированию отношений между учащимися.

11.02.2016 – совещание классных руководителей 5-11 классов и медиаторов Центра «Медиация и право», на котором классные руководители были ознакомлены с направлениями и задачами проекта. Принято решение организовать группу заинтересованных учащихся (7-8 классы) и провести программу обучения «Школьная служба примирения».

16.03.2016 – 11.05.2016 – проведено  обучение 9 детей.

21.03.2016 – 20.05.2016 – проведено обучения педагогов.

11.05.2016 – прошло торжественное вручение школьникам сертификатов об обучении. Также благодарностью Союза юристов были отмечены члены рабочей группы по проекту «Школьная медиация».

ГУО «Средняя школа № 30 г. Минска» продолжила участие в проекте и в следующем учебном году.

 

Гродно СШ38 2. Проект школьной медиации в ГУО «Средняя школа №  38 г. Гродно»

В течение января-февраля 2016 года в учреждении образования была организована служба примирения, в состав которой вошли заместитель директора по воспитательной работе Янчевская Т.Ю., директор Гродненского филиала «Центра «Медиация и право», медиатор Хурс И.С., заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии УО «Гродненский государственный университет имени янки Купалы», кандидат психологических наук, медиатор Шульга О.К.

Описание:

В рамках проекта в Школьную службу примирения обратились родители учащихся одного из классов. Родители были обеспокоены тем, что у детей резко снизились оценки по одному из предметов, который сдается на выпускных экзаменах. Они высказывали опасения, что могут возникнуть проблемы при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения.

  При проведении первой встречи между учителем и родителями одной из задач медиатора было не только прояснить   картину произошедшего, но и создать возможности для взаимопонимания и коммуникации между участниками конфликта. Диалог был сложным, так как одну сторону представляла группа родителей, а вторую – один учитель.

В ходе медиации стали известны основные требования родителей, которые были заинтересованы в повышении отметок по успеваемости. Учитель отметил, что учащиеся недостаточно владеют предметом, имеют глубокие пробелы в знаниях, у них отсутствует интерес к изучению предмета, даже несмотря на то, что необходимо сдавать по нему школьный экзамен, а также этот предмет важен при поступлении в другие учреждения образования. В связи с этим возникают проблемы с успеваемостью по предмету.

Учителем было отмечено, что на протяжении нескольких лет ежегодно менялись учителя по предмету, что не способствовало повышению знаний. Решить эти проблемы возможно только при условии улучшения знаний и поддержания интереса учащихся. Учитель регулярно проводила факультативные и платные занятия по предмету, но учащиеся не часто их посещали в силу своей внешкольной занятости.

  При встрече с учащимися класса было отмечено, что они действительно испытывают трудности в изучении предмета в силу больших пробелов в знаниях. При этом учитель редко обращал внимание на допущенные ошибки, недостаточно их комментировал и анализировал. Поэтому детям не всегда были понятны правила и новый материал, который они изучали на уроках.

  В целом данная ситуация негативно сказывалась на общей атмосфере в школе. Снижение среднего балла по предмету у учеников целого класса негативно сказывалась на общих результатах качества обучения в школе, затрудняло обучение специализированного класса.

 

Результатом данной  медиации явилось:

  1. Введение дополнительного факультатива по предмету (удобное по времени для учителя и 80% класса, остальные 20% ходят на предыдущий факультатив).
  2. Учителем предложена система бонусов и отработок материала для учеников в виде дополнительных специальных заданий в рамках заданного материала, принятая администрацией и учащимися. Со слов учителя, у учащихся поднялся интерес к предмету, бонусы начали постоянно зарабатываться учащимися.
  3. Основным результатом медиации стало то, что в классе средний балл поднялся на 1,5 – 2 балла. Учащиеся и родители остались довольны повышением балла по предмету. Учитель как требовала знаний, так и продолжает требовать, при этом интерес к предмету повысился.

В рамках проекта были проработаны и иные конфликты между одноклассниками, отдельными группами, проведены мероприятия по улучшению взаимопонимания, неконфликтного поведения в классах.

После проведения первого этапа проекта был проведен опрос школьников 5-11 классов. На вопрос что такое медиация? 42 % учащихся ответили, что это служба примирения, 38 % – процесс разрешения споров и конфликтов, 12% – помощь в разрешении проблем и лишь 7% затруднились ответить или сказали, что ничего об этом не знают.

На вопрос, какие конфликты можно разрешить в школьной службе примирения, 79% ответов  – конфликты между одноклассниками, 34% ответов – ситуации, в которых ученик совершил правонарушение, в 22% –  конфликты между родителями, в 26% случаев отмечены конфликты между родителем и учителем.

На вопрос, что изменится в школе с введением школьной службы примирения, 53% учащихся отметили, что конфликтов станет меньше. На вопрос, что медиация может дать учителям 20% учащихся отметили, что улучшаться отношения с учениками, 10% отметили, что улучшиться общение, 8% отметили, что учителя лучше узнают своих учеников, будут их понимать. Остальные ответы на данный вопрос были меньше по количеству. На вопрос что медиация может дать родителям, по 11% ответов стали: спокойствие за своих детей, меньше конфликтов с детьми, улучшение общения в семье.

Работа в рамках проекта по созданию школьной службы примирения в ГУО «Средняя школа № 38 г.Гродно» продолжается, кроме работы медиаторов по различным спорам проведена подготовка примирителей в школе из числа учителей, родителей и учащихся старших классов.

В ГУО «Средняя школа  № 38 г. Гродно» подготовлено 9 медиаторов из числа школьников.

 

 

3. Отдельные мероприятия по продвижению школьной медиации в Республике Беларусь

Борисов СШ22  3.1. Выступление медиаторов Центра «Медиация и право» Кононовича А.М. и Херовец Л.Д. на информационном занятии в школе № 22 г. Борисова 23.01.2016  перед специализированными юридическими классами.

Медиаторы  Центра «Медиация и право» Херовец Лариса и Кононович Максим провели информационное собрание юридических (специализированных) старших классов в школе № 22  г. Борисова, где рассказали о развитии и продвижении медиации в Республике Беларусь.

Собрание проходило в форме беседы (диалога) с учащимися школы с учетом их начальных знаний правоведения.

Было разыграно с учениками 2 кейса, один из них "Апельсин", в качестве сторон спора брата и сестры выступали 2 ученика. Остальные одноклассники в роли родителей-медиаторов пытаясь помочь справедливо своим детям разделить апельсин. Было весело и шумно, дети предлагали множество вариантов, как справедливо разделить апельсин либо кому же все-таки он необходим больше. С огромным интересом за всем наблюдали и начали даже участвовать присутствующие преподаватели, которые в итоге пришли к выводу, что апельсин не должен достаться никому!

Каково же было их удивление, что разрешение спора было так явно и близко, но никто не мог даже предположить, что именно таким образом, каким направили медиаторы, возможно, вывести конфликт на примирение брата и сестры и удовлетворение их интересов и переживаний. Все остались в восторге. В завершение собрания, ученики, стоя, хлопали медиаторам в ладоши. Ученики заинтересовались службой примирения в школе, так же были заданы вопросы как можно обучиться на медиатора и что для этого необходимо.

 

3.2. Выступление медиатора Центра «Медиация и право» Херовец Л.Д. в школе № 22 г. Борисова на семинаре классных руководителей с темой «Применение медиации в условиях современной школы»

Были раскрыты вопросы преимущества применения школьной медиации, ее эффективность, необходимость внедрения  в школах «службы примирения».

По результатам выступления на информационном занятии 23.01.16 и семинаре классных руководителей 17.02.16 директором школы А.В. Волковым направлено в «Центр «Медиация и право» письмо о возможном использовании в их учреждении образования программы «Школьная медиация», призванной оказать помощь педагогам, школьникам и родителям в разрешении возникающих конфликтов.

3.3. Медиатором Центра «Медиация и право» Херовец Л.Д. 23.02.2016 проведена школьная медиация между двумя ученицами юридического 10 класса, которые подрались на уроке физкультуры. Между девочками  сложились неприязненные отношения, которые за полгода выросли до применения физической силы. Медиатор в медиации у обеих сторон выявил   интерес, которым явилось сохранение позитивного отношения к себе со стороны учеников и учителей в классе и школе. Ученицами было принято решение обращаться друг к другу по имени и уважительно общаться исключительно по вопросам, касающимся школы, не применяя друг к другу шуток и оскорбительных высказываний. Из медиации обе девочки вышли с хорошим настроением и улыбками на лице

Круглый стол АРС 3.4. Круглый стол на тему «Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов)»,  г. Минск, 30 марта 2016 г.

Общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов» совместно с Минским областным отделением общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Центром «Медиация и право» провели круглый стол на тему: «Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов)».

В мероприятии приняли участие представители Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республиканской коллегии адвокатов, Академии Министерства внутренних дел, прокуратуры Минской области, Минской областной нотариальной палаты, Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, Минского областного суда и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Открыл круглый стол директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, председатель Минского областного отделения общественного объединения «Белорусский союз юристов», Ипатов Вадим Дмитриевич.

С приветственным словом и с докладом на тему «О развитии медиации в Республике Беларусь, ее социальном и правовом значении» выступил  председатель общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», директор учебно-практического учреждения  «Центр «Медиация и право», заслуженный юрист Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, медиатор Каменков Виктор Сергеевич.

Заместитель директора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», исполнительный директор Исполнительной дирекции общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» Орловская Ирина Владимировна выступила с докладом «Значение школьной медиации для формирования правосознания по отношению к социальному конфликту. Создание школьных служб примирения».

3.5. Заместитель директора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», исполнительный директор Исполнительной дирекции общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» Ирина Орловская 12 апреля 2016 г. рассказала о проекте «Школьная медиация», его достижениях и перспективах в программе «Добрай ранiцы, Беларусь!» на канале Беларусь-1.

3.6. Круглый стол на тему «Альтернативные способы разрешения споров (конфликтов)»,  г. Могилев,  27 апреля 2016 г.

Исполнительный директор  общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», заместитель директора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право», медиатор Орловская Ирина Владимировна, представила доклад «Значение школьной медиации для формирования правосознания по отношению к социальному конфликту. Создание школьных служб примирения».

3.7 Проведены и другие мероприятия.

В 2016-2017 учебных годах в продолжение начатой работы стартовал ещё один школьный проект «Учимся понимать друг друга». Целью проекта является внедрение в практику работы учреждений образования г. Минска  медиативных технологий  для развития социальной компетентности участников образовательного процесса.

Copyright © 2017 Центр Медиация и право. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU General Public License.