Программы обучения

Утверждено

Приказ Директора

Учебно-практического учреждения

«Центр «Медиация и право»

№1 от 20.02.2014

Образовательная программа обучающих курсов в сфере медиации для лиц, имеющих высшее не юридическое образование (170 часов)

Цель Программы:

Настоящая программа представляет собой образовательную программу дополнительного образования взрослых (образовательную программу обучающих курсов) и направлена на профессиональное развитие слушателей, не имеющих высшего юридического образования, с целью удовлетворения их познавательных потребностей в сфере медиации. Программа имеет целью формирование у слушателей знаний о технологии медиации, повышение их коммуникативной, конфликтологической и переговорной компетентности, а также приобретение уверенных практических навыков организации и проведения процедуры медиации. Освоение настоящей образовательной программы дополнительного образования является достаточным для подготовки лиц, претендующих на присвоение статуса медиатора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Задачи Программы:

По завершении изучения программы слушатели должны знать:

  • - структуру и динамику конфликта;
  • - модели поведения конфликтующих сторон;
  • - основные подходы к урегулированию и разрешению споров (конфликтов), их преимущества и недостатки;
  • - систему, принципы и преимущества альтернативного разрешения споров; правила эффективной коммуникации;
  • - виды переговоров, основные понятия и структуру переговорного процесса;
  • - базовые положения техники интегративных (принципиальных) переговоров;
  • - принципы и стадии процедуры медиации;
  • - критерии медиабельности случая;
  • - место медиации в правовой системе Республики Беларусь;
  • - правовое регулирование медиации в Республике Беларусь;
  • - формы организации деятельности медиатора;
  • - правила организации и проведения процедуры медиации до и после возбуждения дела в суде;- этические основы участия медиатора в процедуре медиации;
  • - требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия соглашения о применении медиации и медиативного соглашения

уметь:

  • - отграничивать медиацию от других альтернативных процедур;
  • - вступить в контакт и поддерживать эффективную коммуникацию;
  • - отграничивать позиции, интересы и интерпретации конфликтующих сторон;
  • - руководить переговорами сторон на различных этапах медиационной сессии;
  • - оказать консультативную помощь по вопросам применения и организации процедуры медиации;
  • - диагностировать конфликт и определять медиабельность спора;
  • - организовать и провести процедуру медиации;
  • - подготовить проекты необходимых документов (в том числе процессуальных) в ходе проведения медиации;
  • - работать в качестве со-медиатора;
  • - использовать специальные техники медиатора (в том числе, работа с интересами, способы активизации сторон для выработки альтернативных предложений по решению конфликта, работа с агрессией и манипуляциями в переговорах).

Общий объем программы составляет 170 часов и включает следующие модули: «Тренинг коммуникативной компетентности», «Основы конфликтологии», «Основы переговорного процесса», «Введение в медиацию», «Правовое регулирование медиации в Республике Беларусь», «Организационные аспекты работы медиатора», «Специальные техники (инструменты) медиатора», «Особенности медиации по отдельным категориям споров», «Практические навыки работы медиатора». Программа предполагает чтение лекций, проведение практических занятий, тренингов, деловых игр, самостоятельную работу слушателей. По согласованию с руководством Центра разрешения конфликтов и медиации отдельные модули могут быть освоены слушателями в дистанционном порядке. Практические навыки проведения процедуры медиации отрабатываются слушателями в ходе имитационных переговоров и медиационных сессий. Обучение осуществляется, в том числе, в выходные и праздничные дни. Лицам, успешно освоившим программу, выдается справка об обучении в соответствии со ст. 99 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Содержание программы

1. Модуль. Тренинг коммуникативной компетентности

Медиация как коммуникативная технология. Коммуникативная компетентность медиатора. Понятие коммуникации: информационная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Общение как обмен информацией. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Закономерности передачи и приема информации. Барьеры общения. Правила эффективной коммуникации. Вербальные и невербальные сигналы, располагающие к контакту. Техники активного слушания.

2. Модуль. Основы конфликтологии

Современное представление о конфликте: понятие, причины возникновения, виды, структура. Модели поведения в конфликте. Динамика конфликтных отношений. Основные этапы развития конфликта. Факторы, позволяющие прогнозировать развитие конфликта. Диагностика конфликтных отношений. Анализ конструктивных и деструктивных перспектив конфликта. Критерии принятия решения о выборе метода разрешения конфликта.

3. Модуль. Основы переговорного процесса

Основные понятия переговорного процесса. Содержательные основы переговорного процесса. Управление переговорами. Виды переговоров: позиционный торг (жесткий и мягкий стили) и интегративные (принципиальные) переговоры. Интегративные (принципиальные) переговоры как основа технологии медиации. Подготовка и ведение переговоров. Стадии (этапы) переговорного процесса. Подготовка к переговорам: задачи, основные процедуры. Вступление в контакт: задачи, процедуры. Коммуникативные техники, позволяющие прояснить темы переговоров, позиции, интересы, факты, интерпретации, эмоции участников переговоров. Методы выработки вариантов решений. Способы интеграции интересов сторон. Оформление результатов переговоров.

4. Модуль. Введение в медиацию

Тема 4.1. Медиация как альтернативный способ разрешения споров

Медиация в системе альтернативного разрешения споров: понятие, отличительные особенности, преимущества. Критерии медиабельности спора.

Тема 4. 2. Общие положения о процедуре медиации

Принципы медиации. Роль медиатора в процедуре медиации. Ответственность сторон за принятие решений. Стадии (фазы) медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации. Открытие медиационной сессии (вступительное слово медиатора): понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Презентация сторон: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Дискуссия сторон и формирование повестки дня: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Индивидуальная работа со сторонами (кокус): понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Формулирование предложений по урегулированию конфликта: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники. Завершение медиационной сессии: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.

Модуль 5. Правовое регулирование медиации в Республике Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь о медиации. Основные положения Закона Республики Беларусь «О медиации». Требования, предъявляемые к медиатору. Правовой статус медиатора и формы организации его деятельности. Лица, которые не могут быть медиаторами. Организация, обеспечивающая проведения процедуры медиации: правовое положение, роль в организации и проведении процедуры медиации. Реестр медиаторов и Реестр организаций, обеспечивающих проведение медиации. Условия применения процедуры медиации. Применение процедуры медиации до обращения в суд. Особенности применения процедуры медиации после обращения в суд, правовые последствия. Соглашение о применении медиации: понятие, правовая природа. Требования к форме и содержанию соглашения о применении медиации. Правовые последствия заключения соглашения о применении медиации. Правовые последствия несоблюдения соглашения о применении медиации. Медиативное соглашение: правовая природа, понятие, требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия. Обеспечение возможности принудительного исполнения медиативного соглашения. Утверждение медиативного соглашения в качестве мирового соглашения судом. Сроки проведения процедуры медиации. Правила проведения медиации. Права и обязанности участников медиации. Профессиональная этика медиатора. Этические нормы в медиации. Деятельность по продвижению медиации. Реклама медиации.

Модуль 6. Организационные аспекты работы медиатора

Тема 6.1. Основы конфликтологического консультирования

Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение медиации. Первичный прием клиента. Звонок второй стороне. Консультирование сторон о возможностях, преимуществах, принципах и правилах медиации. Критерии возможности разрешения конфликта с помощью процедуры медиации. Определение медиабельности случая. Оформление взаимоотношений медиатора со сторонами. Типы трудных клиентов. Учет гендерных различий в работе с клиентами. Особенности работы с людьми, имеющими проблемы психического здоровья.

Тема 6.2. Подготовка к процедуре медиации

Подготовка к проведению медиационной сессии как самостоятельная стадия медиации, ее цели и задачи. Работа организации, обеспечивающей проведение медиации, и медиатора со сторонами на этапе подготовки медиации. Правила и техники взаимодействия со сторонами. Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации. Место проведения медиации: подготовка помещения. Имиджевая подготовка медиатора. Со-медиация: порядок взаимодействия медиаторов. Распределение обязанностей между со-медиаторами в случае коллегиальной медиации. Подготовка к проведению медиации в отношении споров, находящихся на разрешении суда. Подготовка к проведению внесудебной (досудебной) медиации.

Тема 6.3. Завершение процедуры медиации

Стадия завершения медиации: цели, задачи, совершаемые действия. Критерии оценки результата процедуры медиации. Основания и формы прекращения процедуры медиации. Прекращение медиации в связи с заключением сторонами медиативного соглашения. Прекращение медиации без заключения медиативного соглашения. Формулирование медиативного соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей. Подписание медиативного соглашения. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения. Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора.

Модуль 7. Специальные техники (инструменты) медиатора

Техники психологического контакта и разворачивания продуктивной коммуникации. Техники регулирования эмоционального напряжения. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования. Контроль негативных психологических состояний. Приемы управления собственным эмоциональным состоянием. Работа с агрессией сторон. Сбор информации в ходе медиации. Вопросы как способ получения и прояснения информации. Техники формулирования (постановки) вопросов. Техники активного слушания: цитирование (эхо-повтор), перефразирование, интерпретация (резюме). Оценка невербального поведения в ходе медиации. Техники рационализации конфликта. Работа с дисбалансом сил. Переориентация сторон с противодействия на конструктивные способы взаимодействия. Помощь сторонам в расширении и уточнении их видения ситуации. Преобразование конфликтных позиций в партнерские. Работа с интересами сторон. Иерархии потребностей. Выявление интересов сторон. Способы интеграции интересов сторон в медиации. Выработка оптимального решения, оценка его эффективности и реалистичности. Метод мозгового штурма. Основы убеждающей коммуникации: техники аргументации и контраргументации. Техники ускорения принятия решения. Проверка соглашения сторон на реалистичность. Ритуалы выхода из контакта.

Модуль 8. Особенности медиации по отдельным категориям споров

Примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве. Особенности семейной медиации. Система примирительных процедур для разрешения трудовых споров в Республике Беларусь. Возможности применения медиации в уголовном судопроизводстве. Специальные навыки медиатора для работы по делам несовершеннолетних.

Модуль 9. Практические навыки работы медиатора

Имитационные медиации в качестве стороны. Имитационные медиации в качестве медиатора.

План учебного процесса

Название модулей и разделов (тем) Всего Теоретическая часть Практические занятия
1 Тренинг коммуникативной компетентности 18 4 14
2 Основы конфликтологии 6 2 4
3 Основы переговорного процесса 18 4 14
4 Введение в медиацию 28 8 20
5 Организационные аспекты работы медиатора 10 4 6
6 Правовое регулирование медиации в Республике Беларусь 30 12 18
7 Специальные техники (инструменты) медиатора 20 6 14
8 Особенности медиации по отдельным категориям 4 4
9 Практические навыки работы медиатора 36 36
Итого 170

Утверждено

Приказ Директора

Учебно-практического учреждения

«Центр «Медиация и право»

№1 от 20.02.2014

Образовательная программа обучающих курсов в сфере медиации для лиц, имеющих высшее юридическое образование (140 часов)

Цель Программы:

Настоящая программа представляет собой образовательную программу дополнительного образования взрослых (образовательную программу обучающих курсов) и направлена на профессиональное развитие слушателей, имеющих высшее юридическое образование, с целью удовлетворения их познавательных потребностей в сфере медиации.Программа имеет целью формирование у слушателей знаний о технологии медиации, повышение их коммуникативной, конфликтологической и переговорной компетентности, а также приобретение уверенных практических навыков организации и проведения процедуры медиации. Освоение настоящей образовательной программы дополнительного образования является достаточным для подготовки лиц, претендующих на присвоение статуса медиатора в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Задачи Программы:

По завершении изучения программы слушатели должны

знать:

  •  - структуру и динамику конфликта;
  •  - модели поведения конфликтующих сторон;
  •  - основные подходы к урегулированию и разрешению споров (конфликтов), их преимущества и недостатки;
  •  - систему, принципы и преимущества альтернативного разрешения споров;
  •  - правила эффективной коммуникации;
  •  - виды переговоров, основные понятия и структуру переговорного процесса;
  •  - базовые положения техники интегративных (принципиальных) переговоров;
  •  - принципы и стадии процедуры медиации;
  •  - критерии медиабельности случая;
  •  - место медиации в правовой системе Республики Беларусь;
  •  - правовое регулирование медиации в Республике Беларусь;
  •  - формы организации деятельности медиатора;
  •  - правила организации и проведения процедуры медиации до и после возбуждения дела в суде;
  •  - этические основы участия медиатора в процедуре медиации;
  •  - требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия соглашения о применении медиации и медиативного соглашения

уметь:

  •  - отграничивать медиацию от других альтернативных процедур;
  •  - вступить в контакт и поддерживать эффективную коммуникацию;
  •  - отграничивать позиции, интересы и интерпретации конфликтующих сторон;
  •  - руководить переговорами сторон на различных этапах медиационной сессии;
  •  - оказать консультативную помощь по вопросам применения и организации процедуры медиации;
  •  - диагностировать конфликт и определять медиабельность спора;
  •  - организовать и провести процедуру медиации;
  •  - подготовить проекты необходимых документов (в том числе процессуальных) в ходе проведения медиации;
  •  - работать в качестве со-медиатора;
  •  - использовать специальные техники медиатора (в том числе, работа с интересами, способы активизации сторон для выработки альтернативных предложений по решению конфликта, работа с агрессией и манипуляциями в переговорах).

Общий объем программы составляет 140 часов и включает следующие модули: «Тренинг коммуникативной компетентности», «Основы конфликтологии», «Основы переговорного процесса», «Введение в медиацию», «Организационные аспекты работы медиатора», «Специальные техники (инструменты) медиатора», «Особенности медиации по отдельным категориям споров», «Практические навыки работы медиатора». Программа предполагает чтение лекций, проведение практических занятий, тренингов, деловых игр, самостоятельную работу слушателей. По согласованию с руководством Центра разрешения конфликтов и медиации отдельные модули могут быть освоены слушателями в дистанционном порядке. Практические навыки проведения процедуры медиации отрабатываются слушателями в ходе имитационных переговоров и медиационных сессий. Обучение осуществляется, в том числе, в выходные и праздничные дни. Лицам, успешно освоившим программу, выдается справка об обучении в соответствии со ст. 99 Кодекса об образовании Республики Беларусь.

Содержание программы

1. Модуль. Тренинг коммуникативной компетентности

Медиация как коммуникативная технология. Коммуникативная компетентность медиатора.Понятие коммуникации: информационная, интерактивная и перцептивная стороны общения.Общение как обмен информацией. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Закономерности передачи и приема информации. Барьеры общения. Правила эффективной коммуникации. Вербальные и невербальные сигналы, располагающие к контакту. Техники активного слушания.

2. Модуль. Основы конфликтологии

Современное представление о конфликте: понятие, причины возникновения, виды, структура. Модели поведения в конфликте. Динамика конфликтных отношений. Основные этапы развития конфликта. Факторы, позволяющие прогнозировать развитие конфликта. Диагностика конфликтных отношений. Анализ конструктивных и деструктивных перспектив конфликта. Критерии принятия решения о выборе метода разрешения конфликта.

3. Модуль. Основы переговорного процесса

Основные понятия переговорного процесса. Содержательные основы переговорного процесса. Управление переговорами.Виды переговоров: позиционный торг (жесткий и мягкий стили) и интегративные (принципиальные) переговоры. Интегративные (принципиальные) переговоры как основа технологии медиации. Подготовка и ведение переговоров. Стадии (этапы) переговорного процесса. Подготовка к переговорам: задачи, основные процедуры. Вступление в контакт: задачи, процедуры. Коммуникативные техники, позволяющие прояснить темы переговоров, позиции, интересы, факты, интерпретации, эмоции участников переговоров. Методы выработки вариантов решений. Способы интеграции интересов сторон. Оформление результатов переговоров.

4. Модуль. Введение в медиацию

Тема 4.1. Медиация как альтернативный способ разрешения споров

Медиация в системе альтернативного разрешения споров: понятие, отличительные особенности, преимущества. Критерии медиабельности спора.Правовое регулирование медиации в Республике Беларусь. Правила проведения медиации. Соглашение о медиации и медиативное соглашение: требования к форме и содержанию и правовые последствия. Профессиональная этика медиатора.

Тема 4. 2. Общие положения о процедуре медиации

Принципы медиации. Роль медиатора в процедуре медиации. Ответственность сторон за принятие решений. Стадии (фазы) медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии (фазе) процедуры медиации.Открытие медиационной сессии (вступительное слово медиатора): понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.Презентация сторон: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.Дискуссия сторон и формирование повестки дня: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.Индивидуальная работа со сторонами (кокус): понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.Формулирование предложений по урегулированию конфликта: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.Завершение медиационной сессии: понятие, цели, задачи, процедура, применяемые техники.

Модуль 5. Организационные аспекты работы медиатора

Тема 5.1. Основы конфликтологического консультирования

Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение медиации. Первичный прием клиента. Звонок второй стороне. Консультирование сторон о возможностях, преимуществах, принципах и правилах медиации. Критерии возможности разрешения конфликта с помощью процедуры медиации. Определение медиабельности случая. Оформление взаимоотношений медиатора со сторонами.Типы трудных клиентов. Учет гендерных различий в работе с клиентами. Особенности работы с людьми, имеющими проблемы психического здоровья.

Тема 5.2. Подготовка к процедуре медиации

Подготовка к проведению медиационной сессии как самостоятельная стадия медиации, ее цели и задачи. Работа организации, обеспечивающей проведение медиации, и медиатора со сторонами на этапе подготовки медиации. Правила и техники взаимодействия со сторонами.Привлечение представителей сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации.Место проведения медиации: подготовка помещения. Имиджевая подготовка медиатора. Со-медиация: порядок взаимодействия медиаторов. Распределение обязанностей между со-медиаторами в случае коллегиальной медиации.Подготовка к проведению медиации в отношении споров, находящихся на разрешении суда. Подготовка к проведению внесудебной (досудебной) медиации.

Тема 5.3. Завершение процедуры медиации

Стадия завершения медиации: цели, задачи, совершаемые действия. Критерии оценки результата процедуры медиации. Основания и формы прекращения процедуры медиации. Прекращение медиации в связи с заключением сторонами медиативного соглашения. Прекращение медиации без заключения медиативного соглашения.Формулирование медиативного соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей. Подписание медиативного соглашения. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения.Исполнение медиативного соглашения: принципы, роль медиатора.

Модуль 6. Специальные техники (инструменты) медиатора

Техники психологического контакта и разворачивания продуктивной коммуникации. Техники регулирования эмоционального напряжения. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования. Контроль негативных психологических состояний. Приемы управления собственным эмоциональным состоянием. Работа с агрессией сторон.Сбор информации в ходе медиации. Вопросы как способ получения и прояснения информации. Техники формулирования (постановки) вопросов. Техники активного слушания: цитирование (эхо-повтор), перефразирование, интерпретация (резюме). Оценка невербального поведения в ходе медиации. Техники рационализации конфликта. Работа с дисбалансом сил. Переориентация сторон с противодействия на конструктивные способы взаимодействия. Помощь сторонам в расширении и уточнении их видения ситуации. Преобразование конфликтных позиций в партнерские.Работа с интересами сторон. Иерархии потребностей. Выявление интересов сторон. Способы интеграции интересов сторон в медиации.Выработка оптимального решения, оценка его эффективности и реалистичности. Метод мозгового штурма. Основы убеждающей коммуникации: техники аргументации и контраргументации. Техники ускорения принятия решения. Проверка соглашения сторон на реалистичность.Ритуалы выхода из контакта.

Модуль 7. Особенности медиации по отдельным категориям споров

Примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве.Особенности семейной медиации. Система примирительных процедур для разрешения трудовых споров в Республике Беларусь. Возможности применения медиации в уголовном судопроизводстве. Специальные навыки медиатора для работы по делам несовершеннолетних.

Модуль 8. Практические навыки работы медиатора

Имитационные медиации в качестве стороны. Имитационные медиации в качестве медиатора.

План учебного процесса

Название модулей и разделов (тем) Всего Теоретическая часть Практические занятия
1 Тренинг коммуникативной компетентности 18 4 14
2 Основы конфликтологии 6 2 4
3 Основы переговорного процесса 18 4 14
4 Введение в медиацию 28 8 20
5 Организационные аспекты работы медиатора 10 4 6
6 Специальные техники (инструменты) медиатора 20 6 14
7 Особенности медиации по отдельным категориям 4 4
8 Практические навыки работы медиатора 36 36
Итого 140