РЕЗОЛЮЦИЯ IV МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ «МЕДИАЦИЯ БУДУЩЕГО»

РЕЗОЛЮЦИЯ IV МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

«МЕДИАЦИЯ БУДУЩЕГО»

 

Участники IV Международного Фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего» (далее – Фестиваль), который проходил с 5 по 14 мая 2021 года, обсудив практику правоприменения, возможные пути развития медиации для несовершеннолетних в правовой, образовательной и иных сферах, выработали единое мнение.

В программу Фестиваля вошли следующие мероприятия:

  • Круглый стол «Восстановительное правосудие через призму восстановительной медиации»;
  • Круглый стол «Концепция развития служб медиации в сфере образования»;
  • Международная молодежная научно-практическая конференция «Современные суждения о развитии медиации как междисциплинарного института и правообразующего подхода: опыт и перспективы»;
  • Родительский университет «Школьная медиация в помощь родителям»;
  • Обучающие тренинги для юных медиаторов по процедуре медиации;
  • Тренинг по подготовке тренеров из числа юных медиаторов;
  • Тренинг «Противодействие буллингу»;
  • Интерактивная часть для юных медиаторов «Дебаты в медиации»; Флешмоб «Медиация глазами молодежи»;
  • Мастер-класс «Арт-медиация»;
  • Мастер-класс «Феноменология ссоры в парных отношениях эмоционально фокусированный подход».

В интерактивной части мероприятий участники обсудили следующие вопросы: сложившуюся практику правоприменения; тенденцию развития законодательства, направленную на смягчение ответственности несовершеннолетних по уголовным делам в школьных и семейных конфликтах с их участием; практику работы школьных служб медиации; научное обоснование применения медиации в различных сферах правоотношений и другие. Выработали идеи и наиболее эффективные формы работы по внедрению восстановительной медиации для несовершеннолетних в деятельность государственных органов и организаций.

         

Участники рекомендуют:

 

Признать необходимым и своевременным формирование единообразного подхода по внедрению возможностей и инструментов медиации в сферу образования.

 

Признать необходимым формирование с детского возраста навыков коммуникации на принципах медиации: уважение, сотрудничество, доверие, умение слушать и слышать своего собеседника. Внедрить обучение медиативной коммуникации учащихся младших классов, постепенно формируя новую культуру общения.

 

Признать необходимым обучение коммуникации на принципах медиации и формирование знаний из области восстановительной медиации при подготовке специалистов, работающих с детьми. В связи с этим полагаем целесообразным ввести в стандарты высшего образования специальные предметы, связанные с обучением основам медиации, для специалистов, в обязанности которых будет входить работа с детьми. Используя принцип «Равный обучает равного», распространить опыт практикующих юных медиаторов в обучении навыкам других учащихся.

 

Подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними, а также организация системной и эффективной работы служб медиации в учреждениях образования Республики Беларусь возможны при использовании планового поступательного и комплексного подхода.

 

Признать целесообразным дальнейшее обсуждение проекта Концепции развития медиации в сфере образования с целью подготовки и принятия нормативного правового акта, учитывающего поступательное формирование междисциплинарного подхода в применении медиации и ее инструментов в отношении несовершеннолетних.

 

Своевременно разрешать несложные текущие школьные конфликты силами педагогов, обладающих медиативными компетенциями, тем самым не допускать запущенности конфликтов и сохранять дружественную и безопасную образовательную среду. Привлекать профессиональные организации медиаторов, имеющих специальную подготовку в области уголовного права и уголовного процесса, а также иные специальные знания для урегулирования конфликтов имеющих множественность участников, эмоционально окрашенных и влекущих правовые последствия уголовного характера.

 

Провести работу по организации взаимодействия субъектов профилактики с организациями медиаторов и координации такого взаимодействия с целью обеспечения возможности оперативного направления в медиацию конфликтов с участием несовершеннолетних, до принятия официальных решений по материалам. Считать целесообразным при назначении несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия практику направления дел к профессиональным медиаторам со стороны комиссий по делам несовершеннолетних и социально-педагогических центров.

 

Участники решили:

  1. Изменить название Фестиваля, исходя из состава его участников, – «Международный молодежный фестиваль «Медиация будущего».
  2. Продолжить работу по формированию сообщества юных медиаторов путем проведения Фестиваля и иных мероприятий, а также инициировать формирование волонтерского движения молодежи в Республике Беларусь.
  3. Организовать работу по развитию нового направления в медиации «Арт-медиация», привлекая юных медиаторов, а также популяризировать его развитие путем включения в программу мероприятий Фестиваля ежегодно.
  4. Продолжить работу педагогической секции в период между Фестивалями с целью повышения работы служб медиации в учреждениях образования Республики Беларусь.
  5. Учредить ежегодную Международную молодежную научно-практическую конференцию «Современные суждения о развитии медиации как междисциплинарного института и правообразующего подхода: опыт и перспективы» в качестве составной части Фестиваля для развития научного интереса молодежи к совершенствованию института медиации и его особенностей в различных сферах общественных правоотношений.
  6. Учредить ежегодный конкурс «Восстановительное правосудие - наше будущее» при поддержке Представительства Детского Фонда ООН «ЮНИСЕФ» в Республике Беларусь для популяризации и развития идей восстановительного правосудия и восстановительной медиации среди юных медиаторов, а также иных заинтересованных лиц. Подведение итогов конкурса включить в программу мероприятий Фестиваля.