
РЕЗОЛЮЦИЯ IV МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
«МЕДИАЦИЯ БУДУЩЕГО»
Участники IV Международного Фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего» (далее – Фестиваль), который проходил с 5 по 14 мая 2021 года, обсудив практику правоприменения, возможные пути развития медиации для несовершеннолетних в правовой, образовательной и иных сферах, выработали единое мнение.
В программу Фестиваля вошли следующие мероприятия:
- Круглый стол «Восстановительное правосудие через призму восстановительной медиации»;
- Круглый стол «Концепция развития служб медиации в сфере образования»;
- Международная молодежная научно-практическая конференция «Современные суждения о развитии медиации как междисциплинарного института и правообразующего подхода: опыт и перспективы»;
- Родительский университет «Школьная медиация в помощь родителям»;
- Обучающие тренинги для юных медиаторов по процедуре медиации;
- Тренинг по подготовке тренеров из числа юных медиаторов;
- Тренинг «Противодействие буллингу»;
- Интерактивная часть для юных медиаторов «Дебаты в медиации»; Флешмоб «Медиация глазами молодежи»;
- Мастер-класс «Арт-медиация»;
- Мастер-класс «Феноменология ссоры в парных отношениях эмоционально фокусированный подход».
В интерактивной части мероприятий участники обсудили следующие вопросы: сложившуюся практику правоприменения; тенденцию развития законодательства, направленную на смягчение ответственности несовершеннолетних по уголовным делам в школьных и семейных конфликтах с их участием; практику работы школьных служб медиации; научное обоснование применения медиации в различных сферах правоотношений и другие. Выработали идеи и наиболее эффективные формы работы по внедрению восстановительной медиации для несовершеннолетних в деятельность государственных органов и организаций.
Участники рекомендуют:
Признать необходимым и своевременным формирование единообразного подхода по внедрению возможностей и инструментов медиации в сферу образования.
Признать необходимым формирование с детского возраста навыков коммуникации на принципах медиации: уважение, сотрудничество, доверие, умение слушать и слышать своего собеседника. Внедрить обучение медиативной коммуникации учащихся младших классов, постепенно формируя новую культуру общения.
Признать необходимым обучение коммуникации на принципах медиации и формирование знаний из области восстановительной медиации при подготовке специалистов, работающих с детьми. В связи с этим полагаем целесообразным ввести в стандарты высшего образования специальные предметы, связанные с обучением основам медиации, для специалистов, в обязанности которых будет входить работа с детьми. Используя принцип «Равный обучает равного», распространить опыт практикующих юных медиаторов в обучении навыкам других учащихся.
Подготовка специалистов, работающих с несовершеннолетними, а также организация системной и эффективной работы служб медиации в учреждениях образования Республики Беларусь возможны при использовании планового поступательного и комплексного подхода.
Признать целесообразным дальнейшее обсуждение проекта Концепции развития медиации в сфере образования с целью подготовки и принятия нормативного правового акта, учитывающего поступательное формирование междисциплинарного подхода в применении медиации и ее инструментов в отношении несовершеннолетних.
Своевременно разрешать несложные текущие школьные конфликты силами педагогов, обладающих медиативными компетенциями, тем самым не допускать запущенности конфликтов и сохранять дружественную и безопасную образовательную среду. Привлекать профессиональные организации медиаторов, имеющих специальную подготовку в области уголовного права и уголовного процесса, а также иные специальные знания для урегулирования конфликтов имеющих множественность участников, эмоционально окрашенных и влекущих правовые последствия уголовного характера.
Провести работу по организации взаимодействия субъектов профилактики с организациями медиаторов и координации такого взаимодействия с целью обеспечения возможности оперативного направления в медиацию конфликтов с участием несовершеннолетних, до принятия официальных решений по материалам. Считать целесообразным при назначении несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия практику направления дел к профессиональным медиаторам со стороны комиссий по делам несовершеннолетних и социально-педагогических центров.
Участники решили:
- Изменить название Фестиваля, исходя из состава его участников, – «Международный молодежный фестиваль «Медиация будущего».
- Продолжить работу по формированию сообщества юных медиаторов путем проведения Фестиваля и иных мероприятий, а также инициировать формирование волонтерского движения молодежи в Республике Беларусь.
- Организовать работу по развитию нового направления в медиации «Арт-медиация», привлекая юных медиаторов, а также популяризировать его развитие путем включения в программу мероприятий Фестиваля ежегодно.
- Продолжить работу педагогической секции в период между Фестивалями с целью повышения работы служб медиации в учреждениях образования Республики Беларусь.
- Учредить ежегодную Международную молодежную научно-практическую конференцию «Современные суждения о развитии медиации как междисциплинарного института и правообразующего подхода: опыт и перспективы» в качестве составной части Фестиваля для развития научного интереса молодежи к совершенствованию института медиации и его особенностей в различных сферах общественных правоотношений.
- Учредить ежегодный конкурс «Восстановительное правосудие - наше будущее» при поддержке Представительства Детского Фонда ООН «ЮНИСЕФ» в Республике Беларусь для популяризации и развития идей восстановительного правосудия и восстановительной медиации среди юных медиаторов, а также иных заинтересованных лиц. Подведение итогов конкурса включить в программу мероприятий Фестиваля.