Школьная медиация

В 2015/2016 учебном году Центром «Медиация и право» начат  проект по развитию школьной медиации в Республике Беларусь. Среди причин, которые подтолкнули нас к организации проекта, можно назвать: стрессовая неуравновешенность детей и подростков, зачастую являющаяся причиной конфликтов в школьной среде; необходимость  индивидуализации процесса воспитания подрастающего поколения; поиск новых технологий для разрешения конфликтов; эффективность создания в учреждениях образования «Школьных служб примирения» в международной практике.

Цели и задачи проекта:

Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (семьи, учащихся, педагогов, педагогов-психологов, администрации воспитательно-образовательных учреждений, и иных причастных лиц) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Формирование культуры ненасильственного общения и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Улучшение качества взаимодействия в семье и в образовательном пространстве всех вовлеченных участников.

Воспитание культуры конструктивного и миролюбивого поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение прав и интересов каждого.

Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ. Выработка понимания необходимости при удовлетворении собственных потребностей и защите своих интересов считаться с интересами окружающих.

Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов восстановительной медиации.

Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации учебных учреждений и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в урегулировании школьных и семейных конфликтов.

Координация усилий семьи и педагогического состава с целью предотвращения неблагоприятных условий развития жизни и личности ребенка;

Профилактика правонарушений в среде учащихся и снижение количества фактов привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. 

Повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессионального выгорания педагогов, что достигается получением специальных знаний и навыков, облегчающих работу с конфликтом.

Развитие навыков у учащихся самостоятельно решать свои проблемы в общении со сверстниками, распознавать поведенческие и эмоциональные знаки, сигнализирующие о неприятностях или затруднениях у сверстников.

Основные мероприятия программы

Организация работы Школьной службы примирения по урегулированию всех видов школьных конфликтов.Работа с конфликтами,  нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу примирения и медиации случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.

Обучение участников школьного сообщества новым способам урегулирования конфликтов, способам восстановительной коммуникации и нового типа поведения в конфликтных ситуациях.

Выявление потенциально конфликтных ситуаций (приход новичков в класс, формирование нового состава класса, конфликты в столовой и пр.) и работа по снижению риска возникновения конфликтов (ведение переговоров, внесение предложений администрации и т. п.).

Проведение «школьных восстановительных конференций» и «кругов сообщества» для решения важных для школьного сообщества проблем на классных часах, родительских собраниях, при подготовке школьных мероприятий, на педагогических советах, в методических объединениях.

Информация

о школьных службах медиации учреждений образования г. Минска

Ответственный куратор:

Минск и Минская область – Орловская Ирина Владимировна

Район

Школьная служба медиации

Учреждение

образования

Кол-во

обученных медиаторов

(педагоги)

По проекту «Учимся понимать друг друга» (с декабря 2016 г.)

Заводской

2017

ГУО «Средняя школа №131 г. Минска»

1

Ленинский

создается

ГУО «Средняя школа №164 г. Минска»

1

Московский

2017

ГУО «Средняя школа №205 г. Минска»

1

Октябрьский

2017

ГУО «Средняя школа №30 г. Минска»

2

Партизанский

2017

ГУО «Средняя школа №22 г. Минска»

2

нет

ГУО «Социально-педагогический центр Партизанского района г. Минска»

1

Первомайский

2017

ГУО «Гимназия №38 г. Минска»

1

Советский

2017

ГУО «Средняя школа №148 г. Минска»

1

нет

ГУО «Социально-педагогический центр Советского района г. Минска»

1

Фрунзенский

2017

ГУО «Средняя школа №6 г. Минска»

1

Центральный

нет

ГУО «Гимназия №42 г. Минска»

-

создается

УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств»

-

Минский городской педагогический колледж

нет

факультатив

1

Инновационные площадки с 2020 года

Заводской

создается

ГУО «Гимназия №25 г. Минска»

нет

2020

ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»

2

Первомайский

создается

ГУО «Гимназия №17 г. Минска»

2

2021

ГУО «Средняя школа №93 г. Минска»

1

2021

ГУО «Средняя школа №61 г. Минска»

1

Фрунзенский

2020

ГУО «Гимназия №43 г. Минска»

2

 

Информация

о школьных службах медиации учреждений образования г. Витебска и Витебской области

Ответственный куратор:

Витебск и Витебская область – Осинский Александр Евгеньевич

 

Район

Школьная служба медиации

Учреждение образования

Кол-во

обученных медиаторов

(педагоги)

Первомайский

2020

ГУО «Средняя школа №31 им. В.З. Хоружей г. Витебска»

5

г. Полоцк

2021

ГУО «Средняя школа №2 г. Полоцка»

2

г. Сенно

создается

ГУО «Средняя школа №1 им. З.И. Азгура г. Сенно»

1

г. Новополоцк

2021

ГУО «Боровухская средняя школа №15 г. Новополоцка»

1

Информация

Информация
о школьных службах медиации учреждений образования г. Гомеля и Гомельской области

Ответственный куратор:

Гомель и Гомельская область – Сыс Сергей Валерьевич

Район

Школьная служба медиации

Учреждение образования

Кол-во

обученных медиаторов

(педагоги)

 

2019

ГУО «Средняя школа № 2 г. Гомеля»

1

 

2019

ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска»

3

 

2019

ГУО «Средняя школа № 2 г. Жлобина»

3

 

2019

ГУО «Узовская средняя школа»

3

 

По всем возникающим вопросам, а также по вопросам сотрудничества и сопровождения школьных служб медиации обращаться по телефонам: (017) 257 57 02, (029) 688 10 13 или по адресу электронной почты: mediation.law.by@gmail.com

 

Пособие: «Практическое руководство по созданию школьных служб медиации в Республике Беларусь»

Ссылка на пособие: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/78144