Социальный проект по применению медиации и урегулированию конфликтов в учреждениях образования («Школьная медиация»)
В 2015 году в государственном учреждении образования «Средняя школа № 30 г. Минска» была создана первая школьная служба медиации в Беларуси.
В декабре 2016 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право», Комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета и государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования» и начат социальный проект «Учимся понимать друг друга». Создание школьных служб медиации проходило на базе одиннадцати учреждений образований г. Минска, а именно: ГУО «Средняя школа № 131», ГУО «Средняя школа № 164», ГУО «Средняя школа № 205», ГУО «Средняя школа № 30», ГУО «Средняя школа № 22», ГУО «Средняя школа № 38», ГУО «Средняя школа № 148», ГУО «Средняя школа № 6», ГУО «Гимназия № 42», ГУО «Минский городской педагогический колледж», УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств».
В выбранных школах были созданы школьные службы медиации, которые позволяют конфликтующим сторонам разрешать сложные конфликты, не оставляя негативных чувств, самим находить пути к исправлению ситуаций. Среди педагогического коллектива школы были определены кураторы, которые одновременно обучают детей, организуют и контролируют процесс, а также кураторы-медиаторы из числа профессиональных медиаторов учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» – для оказания методической и практической помощи в процессе создания и работы школьных служб медиации. Также в каждой из девяти выбранных школ и двух колледжах была организована и проведена подготовка групп из числа школьников и педагогов по программе «Медиация, инструменты конструктивных переговоров», для получения навыков по разрешению конфликтов с использованием основных медиативных инструментов. Программа была разработана и подготовлена учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право».
Фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего»
Значимым мероприятием проекта «Учимся понимать друг друга» стало проведение Фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего» (далее – Фестиваль).
Фестиваль необходим для: создания национального сообщества юных медиаторов и включения их в международное сообщество; организации площадки их неформального общения и практического совершенствования навыков медиаторов школьной службы медиации; укрепления взаимодействия и обмена опытом между юными медиаторами и педагогами.
Интерес к Фестивалю проявили педагоги из всех областей Беларуси, а также заинтересованные лица из Российской Федерации и Казахстана.
На Фестивале учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право» было презентовано учебно-методическое пособие по созданию школьной службы медиации в Республике Беларусь, в которое вошли все разработанные документы и иные наработки, необходимые для ее организации в любой белорусской школе.
На этих мероприятиях юные медиаторы проекта «Школьная медиация» делятся своим практическим опытом с депутатами Национального собрания Республики Беларусь, представителями Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, судов, сотрудничают со студентами факультета права УО «Белорусский государственный экономический университет», Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусского государственного университета, Белорусского государственного экономического университета, Международного университета «МИТСО» и других учреждений высшего образования страны, принимают участие в международных встречах с представителями Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), с иностранными специалистами.
Это взаимодействие не только служит повышению их культурного уровня и ораторского мастерства, но также способствует профориентации в дальнейшем выборе профессии. Многие юные медиаторы высказывают намерение поступать в высшие учебные заведения и становиться правоведами.
В 2021 году уже четвертый раз инициативными медиаторами учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» был организован Фестиваль, где ребята разных учреждений образования, вдохновленные общей идеей мира и добра, показали свои навыки, знания и креатив в проведении медиации. В ходе обучения медиаторам был представлен новый подход к урегулированию конфликтов – «Арт-медиация». Данный метод позволяет расширить возможности участников конфликта в рассказывании ситуации и более качественно прорабатывать эмоции участников конфликта, тем самым способствуя его скорейшему урегулированию. По окончанию проекта была подписана Резолюция, в которой участники IV Международного Фестиваля школьников и студентов «Медиация будущего» решили:
- Продолжить работу по формированию сообщества юных медиаторов путем проведения Фестиваля и иных мероприятий, а также инициировать формирование волонтерского движения молодежи в Республике Беларусь.
- Организовать работу по включению нового направления в медиации – «Арт-медиация» – в работу школьных служб, обучая юных медиаторов, привлекая юных медиаторов, а также популяризировать его развитие путем включения в программу мероприятий Фестиваля ежегодно.
- Продолжить работу педагогической секции в период между Фестивалями с целью повышения работы служб медиации в учреждениях образования Республики Беларусь.
- Учредить ежегодную Международную молодежную научно-практическую конференцию «Современные суждения о развитии медиации как междисциплинарного института и правообразующего подхода: опыт и перспективы» в качестве составной части Фестиваля для развития научного интереса молодежи к совершенствованию института медиации и его особенностей в различных сферах общественных правоотношений.
- Учредить ежегодный конкурс «Восстановительное правосудие – наше будущее» при поддержке Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь для популяризации и развития идей восстановительного правосудия и восстановительной медиации среди юных медиаторов, а также иных заинтересованных лиц. Подведение итогов конкурса включить в программу мероприятий Фестиваля.
Проект «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества» (2019 год)
В развитие деятельности по урегулированию конфликтов с участием несовершеннолетних, в том числе, уголовно-правового характера, в 2019 году при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право» на территории Ленинского района г. Минска и в г. Барановичи был реализован проект «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества».
Проект зарегистрирован в базе данных программ и проектов международной технической помощи 19 марта 2019 г., регистрационный номер 2/19/000986.
Проект был направлен на подготовку условий для создания и внедрения восстановительных подходов в деятельность государственных органов и организаций, должностных лиц субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношениях с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, и организацию механизмов применения медиации и медиативных инструментов при разрешении конфликтов с участием несовершеннолетних. Проект направлен на создание механизмов восстановительного правосудия в Республике Беларусь, организацию восстановительных практик, основанных на медиативном подходе, в отношении несовершеннолетних.
Задачами проекта являлись:
‒ подготовка специалистов, необходимых для проведения обучения, а также проведение восстановительных практик, основанных на медиативном подходе;
‒ ознакомление и обучение представителей государственных органов, компетентных организаций, студентов с медиацией, восстановительными практиками и медиативными подходами при работе с несовершеннолетними;
‒ подготовка условий для создания организации (обособленные подразделения в организациях, иные структуры) для реализации программ, основанных на восстановительных подходах в работе с несовершеннолетними, разработка механизма передачи в них дел о правонарушениях несовершеннолетних.
К завершению реализации проекта молодые люди научились пользоваться преимуществами более эффективной социальной политики и систем, что содействует снижению рисков, влияющих на их здоровье и развитие, повышает их потенциал для значимого участия в принятии решений.
Проект «Совершенствование восстановительных практик в отношении подростков, находящихся в контакте или конфликте с законом» (2020 год)
В 2020 году учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право» совместно с ОО «Белорусский республиканский союз юристов» при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) был реализован проект «Совершенствование восстановительных практик в отношении подростков, находящихся в контакте или конфликте с законом». Проект зарегистрирован 13 мая 2020 г., регистрационный номер 2/20/001085.
Проект был направлен на дальнейшее развитие элементов восстановительного правосудия в деятельности государственных органов и организаций посредством применения медиации и медиативных инструментов при разрешении конфликтов с участием несовершеннолетних, а также социальных услуг в социально-педагогических центрах в Минском и Солигорском районах.
Развитие восстановительных подходов и услуг в рамках проекта осуществлялось на основе результатов и опыта реализации в 2019 году проектов международной технической помощи «Социальные услуги для подростков в контакте с законом» и «Гуманный подход к каждому ребенку в интересах будущего гуманного общества».
В рамках проведенной работы в Центре организовано обучение детей и подростков.
Программа обучающих тренингов Для учащихся учреждений образования по ознакомлению с техниками и инструментами работы школьных служб медиации. |
|
Цель |
· повышение социальной компетентности подростков в вопросах школьной медиации, как способа мирного урегулирования споров; · формирование нового типа реагирования на сложные ситуации; · обучение медиативным методам урегулирования конфликтов; · формирование у детей понимания ценности служб школьной медиации как возможности получения навыков построения конструктивных отношений, основанных на понимании и взаимной поддержке. |
Задачи |
· познакомить подростков с основополагающими принципами деятельности школьных служб медиации и их значении в урегулировании конфликтов; · научить отличать медиацию от других методов разрешения споров; · ознакомить участников со способами межличностного взаимодействия, основанными на медиативном подходе; · научить понимать свои чувства и позицию других людей; · развить навыки успешного общения со сверстниками. |
По завершении программы участники будут |
Знать: · основные конфликтологические понятия: позитивная сторона конфликта, реакции на конфликт, причины конфликтов; · структуру и основы деятельности школьных служб медиации; · техники медиации в общении; · принципы общения без насилия: умение выслушать, выразить свои чувства; · как быть «медиатором» для самого себя. Уметь: § распознавать ситуации насильственного общения; § анализировать конфликтные ситуации, выбирать способы реагирования; § пользоваться своим правом разрешать конфликт с помощью школьных служб медиации; § конструктивно работать в группе; § уметь договариваться и находить взаимовыгодные решения. |
Форма обучения |
Тренинги офлайн |
Выдаваемый документ |
Сертификат |
Продолжительность обучения |
16 часов |
Когда можно записаться |
По телефону - будние дни с 9 до 18, электронная почта. |
Стоимость |
160 рублей |
Дата проведения |
Апрель 2022 |
Темы занятий:
Самопознание и общение.
Конфликт – зачем он есть и кому принадлежит.
Эффективная коммуникация.
Ответственность. Что это значит.
Эмоции и чувства
Переговоры
Ненасильственное общение
Школьная медиация- как форма разрешения конфликтов среди сверстников.
Ждем всех школьников и студентов, желающих прибывать в бесконфликтной среде! После прохождения обучения Вы будете включены в Альянс Молодых Медиаторов!