Материал подготовила Бращук Елена Николаевна,
юрист, медиатор УПУ "Центр "Медиация и право"
Сложно спорить с утверждением, что школа – живой организм. Но даже самый здоровый организм периодически болеет. И то, кто будет лечить эти болезни и как это будет организовано – наиболее важные аспекты его здорового функционирования. Порой исцеление происходит самостоятельно, без стороннего участия, иногда требуется небольшое воздействие в виде соблюдения режима и принятие каких-то ограничений. Случается, что нельзя обойтись без привлечения профессионалов и назначения плана лечения. Конфликт можно сравнить с болезнью. Какой-то случится и пройдет незамеченным, не оставив после себя последствий. Другой же из незначительной случайности перерастет во вражду с проявлением физического насилия и вовлечения в него всех, кто находятся рядом. В школе, как ни в одном другом месте, есть необходимость сразу реагировать порой даже на самый незначительный конфликт, чтобы он не перерос в сложную болезнь не только для непосредственных его участников, но и для окружающих. С этой задачей эффективно справляется «скорая помощь по лечению конфликтов» - Школьная служба медиации.
Вот уже более пяти лет в Беларуси действуют школьные службы медиации (далее – ШСМ или Служба). ЧУП «Центр «Медиация и право» (далее – Центр «Медиация и право») совместно со школами, в которых организованы и функционируют ШСМ, проанализировав опыт работы, могут с уверенностью утверждать, что Служба способна самостоятельно решать большинство разногласий, происходящий между учащимися в учебных заведениях. Так, например, в школах с шестьюдесятью классными коллективами, 10-15 юных медиаторов ежегодно самостоятельно регулируют 50-70 конфликтов. Неправильно было бы все лавры отдать непосредственно юным медиаторам. Службы – это не только инструмент выявления и работы с конфликтами, это еще и ряд мероприятий, направленный на повышение коммуникативных навыков педагогов, учащихся, законных представителей через лекции, мастер-классы, тренинги. Школа вносит огромный вклад, обучая детей дисциплинам, определенным в учебной программе. Но не менее важно для них научится функционировать в обществе посредством грамотной коммуникации, умения отстаивать свои права и интересы, уважая права и интересы другого, навыков договариваться, самостоятельно находить такой вариант решения проблемы, который подходит всем сторонам.
Далее мы рассмотрим этапы создания Школьной службы медиации. Документы (приказ, положение, согласие законных представителей и пр.), приведенные ниже, являются примером и могут быть изменены учебными заведениями по своему усмотрению, не нарушая основных положений о медиации и иных норм, закрепленных законодательством Республики Беларусь. Данный алгоритм может быть использован и в иных учебных заведениях: средне-специальных, высших и пр.
ШАГ 1.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Основной целью данного этапа является определение круга учащихся, педагогов, представителей администрации, заинтересованных в создании и работе Школьной службы медиации. Служба – это, прежде всего, команда единомышленников, в которой взрослые и дети, освоив навыки эффективной коммуникации и разрешения конфликтов, помогают не только решать разногласия, но и обучают полученным знаниям, тем самым распространяя в школе и за ее пределами культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных отношений, основанных на понимании, взаимной ответственности и поддержке.
ШСМ создается добровольно. Нельзя создать ее принудительно, нельзя заставить там участвовать детей и взрослых, обучив их по соответствующим программам. Служба так не заработает, а будет только числиться на бумагах. Но в любом случае, важно понимать, какую пользу оказывает подобная структура участникам образовательного процесса. В первую очередь, хотелось обратить внимание на то, что в образовательный процесс вовлечена огромная масса людей: дети, родители, педагоги, администрации учебных заведений и пр. И все они представители разных социальных слоев, стилей воспитания. У каждого есть свои страхи, проблемы, радости и разочарования. Детям приходится большую часть времени проводить в школе. И кто из них способен думать об учебе, если дома есть проблемы с родителями, а на перемене случилась ссора или даже драка с одноклассником? Кого-то подставили, кому-то объявили байком, кто-то не умеет общаться с противоположным полом, а другой озабочен своим статусом в классе, несправедливостью поставленной оценки или отношением к нему педагогов. Школа, сама того не желая, создает потенциально конфликтную среду. Но у нее очень мало способов реагирования на эту проблему – в основном административно-карательный или воспитательный, посредством бесед с социальным педагогом или психологом. Однако эти методы не помогают решить саму суть проблемы: она может быть обесценена, полностью не решена, не удовлетворяет одну из сторон или принятое решение навязано кем-то третьим. А самое главное – школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Сложно усомниться, что Школьная служба медиации – необходима в каждом учебном заведении. Но еще раз хочется отметить, что очень важно, чтобы в нее была собрана команда, понимающая как саму суть и принципы медиации, так и пользу, которую принесет эта служба каждому участнику образовательного процесса как в школе, так и за ее стенами, не только пока он связан со школой, но и в дальнейшей жизни.
Обычно, структура ШСМ состоит из:
- Куратора ШСМ («внутреннего» куратора)
- Педагогов, прошедших специальную подготовку
- Юных медиаторов (учащихся-волонтеров 7-11 классов)
- «Внешнего» куратора-медиатора, имеющего Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь
Как показывает опыт, важно, чтобы «внутренним» куратором и педагогами, прошедшими специальную подготовку, были педагоги или представители администрации, не только заинтересованные в деятельности ШСМ, но и обладающие авторитетом среди коллег и учащихся. Порой даже одного такого куратора достаточно для эффективной деятельности Службы. В среднем нужен одни взрослый на 10-15 Юных медиаторов.
Отдельно хотелось бы остановиться на роли педагога-психолога и социального педагога в деятельности школьной службы медиации. Безусловно, очевидным является факт, что данной категории специалистов в первую очередь необходимо обучиться и применять медиативные технологии, восстановительную коммуникацию и иные эффективные навыки урегулирования конфликтов. И очевидным является то, что большинство Служб включили этих специалистов в свои ряды. Однако, проанализировав опыт работы Служб в Беларуси, стоит обратить внимание, что при проведении медиаций, восстановительных программ, для сохранения доверия к ним, важно строго соблюдать принципы медиации, а именно конфиденциальность, равноправие, независимость и нейтральность медиатора. Но когда педагог-психолог или социальный педагог в качестве ведущего проводят медиацию или восстановительную программу, в процессе или по завершению которой целесообразно посоветовать ребенку обратиться к психологу или к социальному педагогу (например, имеются факты насилия со стороны родственников или психологические проблемы у самого ребенка), ведущий программы, соблюдая принципы медиации, не может продолжить работать с данным учащимся в качестве психолога или социального работника. Поэтому, стоит заранее проработать механизм дальнейшей поддержки ребенка.
Вернемся к подготовительной работе по созданию ШСМ. На этой стадии проводится просветительская деятельность среди педагогов и учащихся о медиации, коммуникации, способах ведения переговоров и разрешения споров, о задачах и целях Школьной службе медиации с целью ознакомления и выявления потенциальных участников ШСМ через анкетирование, собеседования.
После выявления учащихся, заинтересованных в обучении и участии в ШСМ, необходимо побеседовать с их законными представителями с целью получения согласия на обучение и участие в работе Службы (образец заявления-согласия законного представителя на участие в работе Школьной службы медиации – Приложение 1 к настоящей статье)
В случае, если в учебном заведении будут использоваться персональные данные несовершеннолетних (фамилия, имя, номер телефона) на информационных стендах, в буклетах и пр., нужно получить согласие законных представителей для этих целях в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите персональных данных» 7 мая 2021 г. № 99-З, если подобное согласие не было получено ранее (образец согласия законного представителя на обработку и использование персональных данных – Приложение 2 к настоящей статье).
В связи с тем, что участниками спора могут быть учащийся-учащийся, учащийся-учитель, учащийся-родитель, родитель-родитель, родитель-учитель, учитель-учитель, учитель-администрация, а сам конфликт может иметь самые различные последствия, важно для всех обеспечить возможность их урегулирования в медиации с соблюдением правил и принципов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Однако в некоторых случаях педагоги или учащиеся не смогут это сделать. Например, при конфликте учитель-администрация педагогу, работающему в ШСМ, сложно соблюсти нейтральность и одинаково относится к сторонам, в том числе и из опасений негативных последствий для себя лично. Такие же проблемы могут возникнуть при проведении медиации между любимицей всей школы, отличницей с идеальным поведением и двоечником, регулярно находящимся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за хулиганства или кражи. В таких случаях следует обратиться к «внешнему» медиатору, имеющему Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь. Такого «внешнего» куратора-медиатора следует подыскать и закрепить за своим учебным заведением с начала подготовки создания ШСМ.
ШАГ 2.
ОБУЧЕНИЕ
Все участники Школьной службы медиации проходят обязательное обучение. Принимая во внимание различия восприятия у школьников и взрослых, обучение медиаторов Школьной службы медиации проводится по отдельным программам. Медиаторами Центра «Медиация и право» за период становления проекта по созданию Школьной службы медиации в учреждениях образования Республики Беларусь, разработаны программы обучения, как для школьников, так и для педагогов*. Педагоги, прошедшие обучение по данным программам, включаются в Педагогическую секцию Центра. В дальнейшем они могут самостоятельно организовывать и проводить обучение юных медиаторов с методической помощью медиаторов Центра «Медиация и право». Следует отметить, что подготовка по данным программам не является основанием получения свидетельства медиатора в Министерстве юстиции.
* Более подробная информация изложена в «Практическое руководство по созданию Школьных служб медиации в Республике Беларусь» УПУ «Центр «Медиация и право», Минск, 2019. Источник: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/78144
Программа подготовки школьников (Юных медиаторов) (32 учебных часа) носит практико-ориентированных характер и реализуется для учащихся 7-11 классов. В основе программы лежат принципы:
- научности и практической ориентированности;
- взаимодействия педагогов и учащихся;
- коллективной деятельности;
- самореализации ребенка;
- самостоятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- ознакомление с основными способами социального взаимодействия;
- получение психологических знаний о природе конфликта и стратегиях реагирования;
- знакомство с основами медиативной технологии и этапами ее реализации при урегулировании конфликтов;
- приобретение практических навыков проведения медиации, отработка медиативных техник;
- развитие умений грамотного и свободного владения методиками и технологиями медиации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ для личного развития учащихся: Повысить самооценку учащихся-медиаторов, развить у них лидерские качества. Улучшить коммуникативные навыки и речевые способности. Обучение управления своими эмоциями и приобретение навыков ассертивного (уверенного) поведения в обществе. Развитие конфликтологической компетентности, ориентированность на разрешение конфликтов мирным путем. Развитие заинтересованности в профилактике насилия в школьной среде.
Программа подготовки педагогов – 60 учебных часов:
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Программа имеет целью формирование у слушателей-педагогов базовых знаний о коммуникации, управлении конфликтом, технологии переговоров и процедуре медиации, и приобретение практических навыков участия в переговорах и процедуре медиации в качестве школьного медиатора, сторон (представителей сторон), а также использования медиативного подхода для предотвращения возникновения и урегулирования конфликтов в школьной среде и различных сферах деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
По завершении изучения программы слушатели должны знать:
- систему, принципы и преимущества медиации;
- место медиации в системе существующих способов разрешения споров;
- понятие и правовые основы медиации в Республике Беларусь;
- структуру общения;
- закономерности передачи и приема информации;
- правила эффективной коммуникации;
- понятие, причины возникновения, структуру и динамику конфликта;
- понятие и виды переговоров;
- структуру переговорного процесса;
- базовые модели медиации;
- принципы медиации;
- стадии и правила проведения медиации;
- структуру медиативной сессии;
- требования, предъявляемые к форме и содержанию, правовое значение и правовые последствия медиативного соглашения.
УМЕТЬ:
- отграничивать медиацию от других формальных процедур;
- диагностировать конфликт, выявлять преимущества и недостатки медиации применительно к конкретному спору;
- подготовиться к переговорам;
- вступить в контакт и поддерживать эффективную коммуникацию;
- организовать и провести процедуру медиации в школе.
ШАГ 3.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
Руководитель учебного заведения издает приказ, которым утверждает создание школьной службы медиации, ее состав, положение о ШСМ. Также приказом может быть утвержден план обучения участников ШСМ, план работы ШСМ, образцы документов, необходимых для деятельности Службы.
Важно позаботится о помещении для проведения медиаций. Если есть возможность, желательно выделить отдельный кабинет. Помещение должно быть оснащено мебелью, необходимой для проведения медиаций, кругов сообщества, оргтехникой и канцелярскими принадлежностями. На двери, помимо таблички «Школьная служба медиации», следует указать ФИО кураторов, педагогов и Юных медиаторов, их данные, а также способы, которыми можно подать заявку на разрешения конфликта.
Заявки от любого участника образовательного процесса могут поступать в Службу любым способом, определенным учебным заведением:
- личное обращение к любому участнику Службы устно или по телефону,
- письменное заявление в свободной форме посредством подачи через специально установленный в школе ящик «Школьной службы медиации»,
- посредством подачи через ящик электронной почты Службы.
Учитывая определенные в школе способы подачи заявок, следует подготовить бейджи для участников ШСМ, зарегистрировать адрес электронной почты, установить ящик для письменных обращений и назначить ответственных за прием обращений через эти каналы.
Всю вышеизложенную информацию также стоит отразить и на информационных стендах, посвященных ШСМ. Кроме этого стенды могут содержать информацию:
- О медиации, восстановительных программах, их целях и принципах
- О том, что дает медиации для учащихся, родителей и учеников. Например, для обидчика – осознать причины и последствия своего поступка, принести извинения, возместить ущерб; для потерпевшего – избавиться от негативных эмоций и желания отомстить, убедиться в том, что справедливость существует; для родителей – понять своего ребенка, помочь ему в трудной ситуации;
- Описание случаев, когда можно обратиться в Службу школьникам, родителя, педагогам. Например, случаи для школьников: «Вы поругались или подрались, Вас обидели или обокрали, Вам объявили бойкот, Вы подвергаетесь буллингу, у Вас конфликт с учителем или родителем, Вы чувствуете себя лишним в классе или семье и т.д.», случаи для родителей: «Вы не понимаете поведение своего ребенка», «Вы считаете, что к Вашему ребенку не справедливы» и т.д.
- Прочее.
ШАГ 4.
ВНЕДРЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
На данном этапе важно не только объявить об открытии и начале функционирования Школьной службы медиации, но и сформировать доверие к ней всех участников образовательного процесса. С этой целью необходимо проводить семинары-тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии со школьниками, учителями и родителями. Для родителей это могут быть тренинги на тему «Семейные конфликты — должен ли быть победитель», для учащихся — тренинги на тему «Искусство договариваться в конфликте». Для учителей были организованы семинары на тему «Школьная медиация и ее преимущества».
Учебные заведения, в которых уже не первый год успешно функционируют Службы, отмечают, что все проводимые ими мероприятия по популяризации медиации и восстановительных практик, обучению навыкам эффективной коммуникации и урегулированию конфликтов имеют успех у детей, родителей и педагогов. В школах проводятся «Декада медиации», устанавливается день в неделе, посвященный медиации, организовываются на каникулах тематические лагеря с проведением тренингов, мастер-классов и пр. Классные часы и родительские собрания при необходимости проводятся в форме кругов сообщества. На Фестивале школьников и студентов «Медиация будущего» участники Служб делятся своей работой, успехами, интересными нововведениями и кейсами. Центр «Медиации и права» постоянно собирает и анализирует опыт работы ШСМ не только в Беларуси, но за рубежом, что позволяет своевременно обеспечивать поддержку учебных заведений по созданию и успешной деятельности Школьных служб медиации.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
- Образец заявления-согласия законного представителя на участие в работе Школьной службы медиации
- Образец согласия законного представителя на обработку и использование персональных данных в рамках деятельности Школьной службы медиации
- Образец приказа о создании Школьной службы медиации*
- Образец Положения о Школьной службе медиации в государственном учреждении образования*
- Форма регистрационной карточки/ журнала*
- Образец приглашения на медиацию (предварительную встречу)
- Образец согласия законного представителя на проведение медиации (предварительной встречи, восстановительной программе) с участием несовершеннолетнего
- Образец соглашения об участии в медиации (предварительной встрече, восстановительной программе)
- Образец медиативного соглашения*
_____________________________________________________________________________
* Разработано медиаторами Учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» ОО «Белорусский республиканский союз юристов.// «Практическое руководство по созданию Школьных служб медиации в Республике Беларусь» УПУ «Центр «Медиация и право», Минск, 2019. Источник: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/78144
Приложение 1
Директору ГУО «___________________»
Ивановой А.А.
Смирнова А.А______________________
ФИО законного представителя, адрес регистрации, тел.
Заявление-согласие законного представителя
на участие в работе Школьной службы медиации
Я, Смирнов А.А., даю согласие на обучение моего сына, Смирнова Е.А., учащегося 7 «А» класса, по программе «Подготовка школьников (Юных медиаторов)» и его работе в Школьной службе медиации ГУО «_______».
Подпись __________/____________/
«___»______202_г.
Приложение 2
Директору ГУО «___________________»
Ивановой А.А.
Смирнова А.А______________________
ФИО законного представителя, адрес регистрации, тел.
Согласие законного представителя
на обработку и использование персональных данных в рамках деятельности Школьной службы медиации
Я, Смирнов А.А., даю согласие на обработку и использование персональных данных (фамилия, имя, отчество, класс, фото, номер телефона) моего сына, Смирнова Е.А., учащегося 7 «А» класса, для размещения их на сайте школы, стендах, в буклетах и прочих печатных материалах в рамках деятельности Школьной службы медиации ГУО «_______».
Подпись __________/____________/
«___»______202_г.
Приложение 3
ПРИКАЗ
о создании Школьной службы медиации
В целях урегулирования реальных школьных конфликтов, формирования навыков взаимопонимания и коммуникации в школе, распространения цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов, руководствуясь Соглашением о сотрудничестве от 20.12.2016, заключенном между Комитетом по образованию Мингорисполкома, ГУО «Минский городской институт развития образования» и УПУ «Центр «Медиация и право»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Положение о Школьной службе медиации (Приложение 1). 2. Создать Школьную службу медиации (далее — Служба) из числа педагогов и школьников, прошедших специальное обучение, в соответствии с п.3.1 Положения о Школьной службе медиации в составе:
- кураторы Службы (внутренние кураторы)…………
- внешний куратор ……, имеющий свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь, №____от «___»_____20___г.
- педагог………….
- учащийся __ класса……..
- учащийся __ класса……..
- Установить, что деятельность Службы основывается на принципах:
- добровольности участия в ней;
- конфиденциальности, предполагающей обязательство членов Службы не разглашать сведения, полученные в ходе переговоров. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности, совершенном или планируемом правонарушении/преступлении;
- нейтральности и независимости. Членам Службы запрещается принимать сторону кого-либо из участников конфликта, выяснять вопрос о чьей-либо виновности.
- Для регистрации заявлений, поступающих в Службу, классификации конфликтов, сбора информации о результатах медиаций/восстановительных программ, утвердить внутренние документы Службы: форму Журнала по регистрации обращений и (или) форму Регистрационной карточки (Приложение 2), форма медиативного соглашения.
- Рекомендовать Администрации школы оказывать содействие членам Службы в распространении информации о ее деятельности, а в случаях конфликтных ситуаций стимулировать педагогов и учащихся Школы на обращение в Службу для урегулирования споров.
- Кураторам Службы ...:
- организовать мероприятия по оповещению школьников, их родителей и педагогов о создании Службы;
- оформить стенд с информацией о Службе и способах обращения с заявлениями.
- Для проведения процедуры медиации определить кабинет № .
- Документы Службы должны находиться в кабинете № , ответственным за хранение документов Службы определить……. .
Приложения:
Приложение 1 на … л.,
приложение 2 на ..л.
Директор ГУО «Средняя школа № г. »
Приложение 4
УТВЕРЖДЕНО
Приказом ___________________
№ ___ от «___» _______202_года
ПОЛОЖЕНИЕ
о Школьной службе медиации
в государственном учреждении образования
«Средняя школа № города г. »
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Правовой основой настоящего Положения и Школьной службы медиации являются Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь «О медиации», иные акты законодательства.
1.2. Настоящее Положение определяет основы деятельности Школьной службы медиации, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования «Средняя школа № » (далее — Школа).
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).
Школьная служба медиации (далее — Служба) — коллегиальный орган, призванный урегулировать конфликты (споры) между участниками образовательных отношений на основании поступившей информации о конфликте, применяющий медиативные принципы, технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики медиации. При необходимости Служба может обратиться за содействием к Внешнему медиатору, закрепленным за учебным заведением, или медиаторам учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» (далее — Центр), учредителем которого является общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов»
- ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.
2.1. Цели Службы:
- гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений в Школе;
- формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в Школе и за пределами Школы;
- профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулировании конфликтов и разрешении споров в качестве стороны спора (конфликта).
2.2. Задачи Службы:
- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений в урегулирования конфликтов и разрешения споров;
- проведение программ урегулирования конфликтов для участников споров и противоправных ситуаций (далее — медиативные переговоры);
- обучение участников образовательных отношений цивилизованным формам урегулирования конфликтов и разрешения споров и осознание ответственности за свои действия;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о функциях и принципах программ урегулирования конфликтов.
2.3. Принципы деятельности Службы:
- принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон в процедурах по урегулированию конфликтов (споров), в исполнении рекомендаций Службы на принципах добросовестности;
- принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой (школьным Медиатором, юным медиатором) и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся или совершенном преступлении (правонарушении), о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
- принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие сторонам в самостоятельном поиске ими способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.
3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ
3.1. Служба состоит из внутреннего и внешнего куратора, учащихся Школы, как правило 7-11 классов («Юные медиаторы»), социального педагога Школы, психолога Школы, преподавателей, обученных по специальной программме. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявивших желание участвовать в работе Службы и прошедших специальное обучение техникам медиации, проведённое Учебно-практическим учреждением «Центр «Медиация и право».
3.2. Внутренними кураторами Службы могут быть педагогические работники Школы и учащийся Школы, прошедшие специальное обучение техникам медиации и изъявившие желание выполнять обязанности куратора Службы.
3.3. Внутренние кураторы Службы включаются в педагогическую секцию Центра и обеспечивают методологическое сопровождение работы Службы.
3.4. Центр обеспечивает выработку методологии деятельности Служб, работу по анализу и обобщению возникающих в практике Служб трудностей, координацию работы Служб и их путей развития.
3.5. Внешним куратором-медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную подготовку в области медиации и имеющее Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь в соответствии с законодательством.
3.6. Школьным медиатором, в том числе юным медиатором, может быть физическое лицо, прошедшее специальное обучение в области медиации (по специальной программе подготовки Центра «Школьная медиация»), изъявившее желание работать в Школьной службе медиации.
3.7. Внутренний куратор Службы, в случае необходимости, любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте Школы и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке учащихся, как правило, 7-11 классов Школы и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация», по программе подготовленной Центром. Куратор Службы совместно с медиатором проводит по указанному направлению обучение в объеме не менее 30 академических часов, по графику согласно учебному плану.
3.8. Не позднее 10 дней с момента наступления изменений директор Школы издает приказ о формировании Службы, В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание Школы, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором Школы утверждается любой участник, выбранный куратором Службы из числа прошедших обучение, согласно абзаца 2 п.3.5 настоящего Положения.
3.9. Приказ о формировании Службы размещается на специальном информационном стенде Службы и в иных доступных коммуникативных средствах для ознакомления.
- ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ
4.1. Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме посредством подачи через специально установленный при входе в Школу «Почтовый ящик Школьной службы медиации», посредством подачи через специально созданный ящик электронной почты Службы и другие способы).
4.2. С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и медиатором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и др.).
4.3. Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о проведении медиативных переговоров, то данное решение оформляется внутренним куратором Службы в виде записи в Журнале или Регистрационной карточке с предложением сторонам конфликта (спора) принять участие в медиативных переговорах Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д). После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в школьной медиации Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если стороной конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).
4.4. На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе медиативных переговоров, выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
4.5. При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече в медиативных переговорах проводятся дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
4.6. Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора), с учетом принципа заглаживания вины участников конфликта. Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
4.7. Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, рекомендации), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты медиативных переговоров:
- восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;
- осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;
- приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).
4.8. Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
4.9. Служба по просьбе администрации Школы может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
5.1. Служба обеспечивается в Школе условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими средствами (помещениями, иными возможностями, бумагой, множительной и иной оргтехникой).
5.2. Протоколы, обращения, письма, стенограммы и другие документы Службы хранятся в отдельном сейфе (если такая возможность имеется), расположенном в кабинете социального педагога Школы. Ключи от сейфа должны быть только у одного участника Службы, уполномоченного куратором Службы на следующий день после издания приказа директора Школы о формировании Службы (далее — уполномоченный участник Службы).
5.3. Уполномоченный участник Службы ведет делопроизводство в соответствии с правилами коллегиального органа, которые предполагают комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии, ведение журналов входящей и исходящей документации, ведение журнала устных обращений.
5.4. Расходы на приобретение товаров на организационное и документационное обеспечение деятельности Службы возмещаются из средств Попечительского совета Школы в размере, определяемом Попечительским советом Школы самостоятельно на каждый год по предварительному согласованию с Директором Школы.
5.5. Документы от уполномоченного участника Службы прежнего состава к уполномоченному участнику Службы нового состава передаются посредством передачи ключей от сейфа по акту приема-передачи, который также хранится в этом сейфе.
- ОТЧЕТ СЛУЖБЫ
6.1. Внутренний куратор Службы не позднее 18 мая каждого учебного года составляет и предоставляет Директору, Педсовету Школы и Центру отчет Службы об общих результатах работы Службы за год. Указанный Отчет (выписка из отчета) размещается на сайте Школы в специально созданном для Службы блоге.
6.2. Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:
- поступивших в Службу обращений (информации),
- рассмотренных Службой обращений (информации),
- принятых решений (заключенных медиативных соглашений, рекомендаций).
На усмотрение внутреннего куратора Службы в Отчет могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением (вымарыванием) персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.
- ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя внутреннего куратора Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.
7.2. Внутренний куратор Службы в течение пятнадцати календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.
7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.
7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору Школы.
7.5. Решение директора Школы по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию, путем обращения в Педсовет Школы, решение которых, является окончательным и обжалованию не подлежит.
7.6. Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.
Приложение 5
УТВЕРЖДЕНО
Приказом ___________________
№ ___ от «___» _______202_года
Форма регистрационной карточки/ журнала
Куратор, получивший информацию:
|
|
Источник информации о конфликтной ситуации: (ФИО, должность, контактные данные)
|
|
Дата передачи дела куратору: |
|
Информация о сторонах (ФИО, возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс) |
|
Сторона конфликта:
|
Сторона конфликта: |
Представитель (кем приходится, адрес, телефон)
|
Представитель (кем приходится, адрес, телефон)
|
Дата конфликтной ситуации: |
|
Описание конфликтной ситуации:
|
|
Дополнительная информация для ведущего (медиатора, юного медиатора)
|
|
Ведущий (медиатор, юный медиатор), принявший дело: |
|
Дата передачи дела ведущему (медиатору, юному медиатору):
|
|
Примирительная встреча в медиации |
|
Дата проведения встречи: |
Дата написания отчета: |
Не проведена (причина)
|
Приложение 6
ПРИГЛАШЕНИЕ
Уважаемая(ый) _______________________________!
Приглашаем Вас принять участие в медиации (предварительной встречи, восстановительной программе), направленной на урегулирование разногласий с (между)_______________________.
Медиация (предварительная встреча, восстановительная программа) состоится «__»_____202__ г. в __:__ в здании ГУО «_______» по адресу г._______, ул._________, ___, каб.____.
Куратор Школьной службы медиации ______________ /_____________/
«__»______202__г.
Тел.+375___________
Приложение 7
Согласие законного представителя
на проведение медиации (предварительной встречи) с участием несовершеннолетнего
Я, Смирнов А.А., даю согласие на проведение медиации (предварительной встречи) между моим сыном, Смирновым Е.А., учащимся 7 «А» класса, и Сидоровым Е.Е., Петровым П.П., учащимися 9 класса, с участием учащегося-медиатора, педагога-медиатора Школьной службе медиации ГУО «_______» или приглашенного медиатора, имеющего свидетельство Министерства юстиции Республики Беларусь.
С принципами, порядком проведения медиации (предварительной встречи), деятельностью Школьной службы медиации ознакомлен.
Подпись __________/____________/
«___»______202_г.
Приложение 8
Соглашение
об участии в медиации
«__»_______202_г.
Я,_______________________________________________________________________, и
(ФИО)
Я,________________________________________________________________________,
(ФИО)
в целях урегулирования спора/конфликта даем свое добровольное согласие на участие в процедуре медиации/предварительной встрече/восстановительной программе, которую с нашего согласия проведет медиатор/учащийся-медиатор/педагог-медиатор ___________________________________________________________________________
(ФИО)
Предметом спора является ____________________________________________________
С принципами и условиями проведения медиации, своих правах и обязанностях ознакомлены устно и согласны их выполнять.
_______________ /_______________/ _______________ /_______________/
Подпись ФИО участника Подпись ФИО участника
Приложение 9
Образец медиативного соглашения
_____________________________________________________________________________
ФИО участников конфликта
Мы договорились, что __________________________________________________________
Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих (медиатора, юного медиатора) об их успешном завершении будет______________________________________
Возмещение ущерба____________________________________________________________
(требуется, не требуется; возможно, невозможно)
Объяснение___________________________________________________________________
Дальнейшие намерения ________________________________________
Мы поставили вопрос: «Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?» Участники высказали по этому поводу следующее: _________________________________
Организация дальнейших встреч: Участники договорились о необходимости дальнейшей встречи. Встречу предполагается провести________________________________________.
Подписи сторон
Дата
Медиативное соглашение заполняется непосредственно сторонами (с помощью медиатора).